Все новости
Культура
30 Января 2020, 10:05

Загадка «Крещенских морозов»

Фестиваль, родившийся в старинном Бирске, стал брендом республики без усилий властей

Дипломы не продаются

Редкий случай точного попадания в цель. По мнению компетентных членов жюри (их высказывания ниже), трудно назвать еще какой-нибудь фестиваль эстрадной песни и танца на просторах России, который бы успешно жил и срывал аплодисменты так долго, как бирские «Крещенские морозы», — более четверти века! Поучаствовать в нем мечтают как очень юные исполнители, так и творческие личности старшего возраста. Диплом «Крещенских морозов» открывает его обладателю «двери» других конкурсов, концертов и всевозможных проектов. Так утверждают сами участники. В чем загадка бирских «Морозов»? Их несколько. Самая главная — фестиваль многие годы остается некоммерческим. За участие надо заплатить только небольшой организационный взнос в размере 1,5 тысячи рублей за солиста. То есть диплом непокупной. А непредвзятые оценки жюри, куда входят специалисты «культурного цеха» из разных регионов, действительно высокие профессионалы, дорогого стоят. Причем оценки сопровождаются советами, как совершенствоваться участникам в дальнейшем.

Вся близлежащая Россия

На нынешний, 26-й по счету, фестиваль съехались 36 солистов, 35 танцевальных и музыкальных коллективов из 11 городов, 12 сельских районов, пяти райцентров республики и четырех субъектов Российской Федерации — Татарстана, Свердловской области, Пермского края и Марий Эл. Оренбуржцев не выпустили из-за штормовой непогоды. В прежние, более благоприятные в экономическом и погодном смысле сезоны в Бирск приезжали профессиональные и самодеятельные артисты из Москвы и Московской области, Якутии, Самарской, Саратовской областей, Чувашии и других регионов. Отборочные смотрины длились порой до пяти утра. Одно лишь перечисление городов и республик говорит само за себя — «Крещенские морозы» давно уже бренд Башкирии. Причем стали таковым без особых усилий со стороны региональной и федеральной властей. Все финансовые затраты — миллион рублей — несет муниципальный бюджет. Тяжелая ноша для глубинного городка.
Первые два дня конкурсного просмотра вход во Дворец культуры свободный. Местные и приезжие предприниматели-коробейники торгуют сувенирами из камня, дерева, кожи, оберегами, резной посудой. В зале в роли зрителей сами участники фестиваля: исполнив песню или танец, выбегают из-за кулис, занимают ряды и пристрастно реагируют на конкурентов. Но на аплодисменты не скупятся. Они все сюда за ними приехали.

А где народ-то?

На третий день, на гала-концерт, вход платный — 500 рублей. Билеты раскупаются. Появляются телерепортеры, но лишь для съемок пятиминутного сюжета для новостей. И официальные лица — для дежурного приветствия. Надо признаться, внимания «свыше» до обидного мало.
«Крещенские морозы», которые имеют высокий статус межрегионального конкурса, не транслируются ни по одному республиканскому телеканалу. Почему? Это другая загадка бирского фестиваля. Миллионы жителей Башкортостана, нацеленного неустанными призывами главы Радия Хабирова на повышение культуры быта, приобщение населения к искусству в разных его проявлениях, лишаются радости и удовольствия от открытия и без того редких в репертуаре января живых концертов местных звездочек и звезд. Честно говоря, московская эстрада с несменяемыми многие десятилетия лицами крепко поднадоела.
Наметилась еще одна тревожная тенденция: в последние годы, по наблюдениям бирян, интерес к «Морозам» среди простого населения убывает.
— Раньше даже в первый день фестиваля во дворце и вокруг него, на улице, было не протолкнуться, — не скрывает огорчения интеллигентного вида ветеран и спрашивает то ли у себя, то ли у меня: — Где народ-то? И погода вроде бы хорошая, теплая. В прежние годы тут молодежь до полуночи гуляла. Да и те, кто постарше, не расходились, праздников же мало, хочется общения.
Поразмышляли о причинах такого спада. «Пожалуй, молодые не могут выйти из интернета, — рассудил ветеран, предпочитающий виртуальному миру живой звук, живые голоса и музыку. — Тогда же интернета не было».

И всё-таки у «Морозов» есть магнит

Несмотря на трудные для артистов из глубинки времена, в Бирск едут талантливые парни и девчата. Явление, не знающее преград. Это как родник, пробивающий сквозь недра путь на поверхность. Сравнение, конечно, банальное, затертое, но не мешает его еще раз повторить — для чиновников, от которых многое зависит в части создания благоприятной атмосферы для творчества. И слава богу, что не все инициативы и порывы ушли в виртуальность. Даже у молодых, что особенно ценно. Павел Анисимов, 17-летний солист из Салавата, встал в пять утра и доехал до Бирска на перекладных. Исполнил арию из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду».
— На сцену впервые вышел в семилетнем возрасте, — рассказывает он возбужденно.— И с тех пор пою. Домашние постоянно просят что-нибудь исполнить. Участие в таких фестивалях помогает избавиться от страха, но не от волнения. Как сказала Фаина Раневская, если артист не волнуется, он не артист.
Студентка четвертого курса Казанского института культуры Валерия Полак — уфимка. Окончила здесь музыкальную школу, затем Уфимское училище искусств. Подготовка профессиональная. Но признается:
— О «Крещенских морозах» узнала в 2014 году, однако чувствовала, что морально не готова к серьезному конкурсу. И вот нынче приехала. Фестиваль очень добродушный, творчески направленный. Здесь все пропитано музыкой, искусством, хочется творить. Получила большой опыт.
— Вы довели зал до мурашек, — признался один из членов жюри после танца «Мама», который исполнили три девчонки с особенностями в развитии из екатеринбургского ансамбля. Руководитель, 21-летняя Анастасия Худякова, окончила музыкально-эстетический колледж, педагог дополнительного образования, как говорят сейчас, инклюзивного направления. Ее подопечные — 14-летняя Виктория Белоногова и 21-летняя Мария Поспелова — адаптировались к конкурсной атмосфере. Не только танец, но и глубина их рассуждений о жизни, о мире здоровых людей тоже доводит до мурашек.
— Я всегда думала, что такие дети, как мы, не могут сравняться со здоровыми, при виде нас общество реагировало странно, — признается с застенчивой улыбкой Виктория, у которой замедление роста. — Теперь, когда мы стали участвовать в конкурсах вместе со здоровыми, на нас стали смотреть по-другому. Судьи даже сказали, что наш номер сделан со смыслом, не то, что у других, где в танце присутствуют только акробатика и трюки, а сюжета нет. В танце «Мама» мы показали ценность взаимоотношений родителей и детей, хотя порой в семье не обходится без ссор.
Девчонки из Екатеринбурга добирались до Бирска самостоятельно — сначала поездом до Янаула, затем на маршрутном автобусе. При их скромном бюджете такая дорога плюс расходы на проживание — это тоже мужественный поступок. Зато все им понравилось и окрепла уверенность в своих силах. «На следующий год обязательно приедем и уговорим приехать в Бирск еще два-три ансамбля из Свердловской области», — заверила Анастасия Худякова.
Похоже, «Крещенские морозы» не умрут окончательно. Но вот вернется ли былой зрительский интерес? Прежний высокий градус массового праздника? Об этом поделились своими размышлениями члены жюри и представители организаторов.

«Ну чё там глубинка — всё поёт?»

Солист театра оперы и балета, народный артист РБ, заслуженный артист РФ Геннадий Родионов:
— Те чиновники, которые живут далеко от Бирска и от которых зависят те или иные решения, наверное, думают — ну че там — глубокая провинция, ну проводят фестиваль и проводят. Не учитывают того, что конкурс-то прижился, 26 лет — это огромный срок. Значит, он имеет право на существование. И значит, нужна помощь. В позапрошлом году я тоже был здесь членом жюри, помнится, москвичка получила Гран-при. Почему бы и нет? Разве все фестивали должны проводиться в Москве? Даже в Уфе такие многонациональные конкурсы не проводятся. Думаю, услышат, наконец, «Крещенские морозы» те, кому надо, помогут. Бирск — чудный древний российский город. Но внимание властей, конечно, нужно. Раньше художественной самодеятельности было больше, чем сейчас, действовали дворцы и клубы при заводах. Потом все развалилось. Но людей тянет на сцену, талантов же много.
Доцент кафедры эстрадно-джазовой музыки Казанского государственного института культуры Раушания Мирная:
— Меня приглашали в жюри различных конкурсов во многие города — Оренбург, Тольятти, Екатеринбург, Чебоксары, Йошкар-Олу, Пыть-Ях. Конкурсы в основном коммерческие. Отличительная особенность «Крещенских морозов» в том, что здесь на первый план поставлено профессиональное мастерство, а не просто желание участника получить грамоту за выступление. У нас в Казани, кстати, каждый выходной проходит какой-нибудь фестиваль, есть фестивальный центр. В Бирске организационный уровень очень высокий, есть денежные призы, это престижно.
Доцент кафедры эстрадно-джазового исполнительского мастерства Уфимского института искусств, кандидат искусствоведения Азамат Хасаншин:
— Я здесь третий раз. Проблема, как и у всех малых городов республики, одна: в Бирске всего единственное подобное мероприятие за весь год. Этого мало. Например, в европейских городах с населением до 100 тысяч человек такие фестивали устраиваются два-три раза в месяц.
— В месяц? Я не ослышался? — перебиваю собеседника.
— Не ослышались. Чтобы была насыщенная культурная жизнь! Здесь же концертной жизни нет, к сожалению. Нет филиала филармонии. Самое главное — не звучит классика. Эстрада, джаз — хорошо, но основа — это классика. Здесь есть неплохая аппаратура, школа искусств. Но нужно, чтобы биряне ходили, как обычные европейцы, на классику. Нужно профессиональное вложение в людей. Оформление сцены, экран, оборудование здесь хорошие, но бирский конкурс не является трамплином в хорошую карьеру. Разве что придает участнику уверенности. Был бы огромный плюс, если бы вместо денежной премии предлагали запись клипа или альбома в студии. Это небольшие деньги: за клип — до 50 тысяч рублей, сопоставимо с премией Гран-при. Две-три песни в альбом, и отдавать их на радиостанции или пускать в продажу. Это бы сильно стимулировало молодых. Власть должна помочь им в продвижении, а деньги пусть сами заработают.
И надо постепенно поднимать «Крещенские морозы» до официального всероссийского статуса. И до международного жюри. Это может сильно помочь. И последнее: коль поют на иностранных языках, надо сделать еще подотдел для песен на башкирском.
Заместитель главы администрации Бирского района Радик Яфаев:
— Районная власть никогда не оценивала фестиваль с точки зрения хлопотности. Нас заботят другие факторы. Особенно финансовая составляющая:
из муниципального бюджета выделяется примерно миллион рублей. Это ощутимая нагрузка для районного бюджета. Больше нам никто не помогает. Да, на три дня увеличивается приток в гостиницы, что-то зарабатывают отдельные предприниматели, но с коммерческой стороны фестиваль никогда не рассматривался, тем он и ценен для участников. Каждый конкурсный день состав жюри меняется, что повышает качество оценок.
— Почему бы не соединить фестиваль с элементами ярмарки, шоу и не превратить таким образом Бирск на три дня в объект событийного туризма? — напрягаю репортерскую фантазию с целью расширить провинциальные рамки старинного города.
— У нас есть в планах идея коммерциализации подобных мероприятий. Пока решили начать с тех, которые проходят в более благодатные летние месяцы. Конечно, нужны инвестиции. Время от времени мы обращаемся за поддержкой к вышестоящим властям, в минкульт, но отклика пока не нашли. Доля участия минкульта — полпроцента, хотя подобных эстрадных фестивалей — со смешением жанров, многонациональным репертуаром, с творческой состязательностью в республике больше нет. Это брендовое событие. Когда где-то говорят «Крещенские морозы», тут же возникают ассоциации с Бирском и Башкирией. Раздвинуть рамки провинциальности поможет только достаточное государственное финансирование, что стало бы толчком для развития туризма со всей его инфраструктурой.
После слов Радика Яфаева опять возникает вопрос: почему минкульт обделяет должной «родительской» любовью бирские «Морозы»? Это еще одна загадка фестиваля.
Заместитель министра культуры РБ Ранис Алтынбаев:
— «Крещенские морозы» ежегодно дают старт культурной жизни в нашей республике, потому что в концертном календаре они стоят первыми. Фестиваль этот — брендовое мероприятие Бирского района.
— Разве не республики? — осторожно интересуюсь у замминистра.
— Нет. У каждого нашего района есть свои бренды. Можно, правда, назвать его и брендом республики, но в первую очередь все-таки района. По поводу онлайн-трансляции. Наверное, со следующего года надо рекомендовать ввести ее. А для того чтобы сделать фестиваль всероссийским, требуется хорошее финансирование. Даже в существующих масштабах ему необходимо два-три миллиона рублей, чтобы держать достойный уровень.
Хореография и песня — два в одном.
Студия танца «Созвездие» из Благовещенска.
Читайте нас: