Она представила на суд зрителей современную картину всех видов графического искусства, развивающихся в нашей республике.
Для тех, кто далек от этого направления, понятие «графика» в основном ассоциируется с черно-белыми карандашными набросками или рисунками черной тушью. На самом деле это целый мир, в котором постоянно появляются новые материалы и технологии. Попробуем немного приоткрыть дверцу и заглянуть за его границы.
И сразу развенчаем миф о том, что графика — это черно-белый лист. Graphikos в переводе с греческого значит «рисовать» или «писать». В основе стоит рисунок, который может быть выполнен не только графитным, но и цветным карандашом, пастелью, мелом, одноцветной акварелью или гуашью.
Вся графика делится на уникальную и тиражную. Тиражную, или печатную, графику, которую создают при помощи печатной формы и станка, еще называют гравюрой, или эстампом. Гравюра бывает разная, ее профильные названия зависят от материала, из которого создана печатная форма: ксилография — гравюра на дереве, литография — на камне, цинкография — на цинке, линогравюра — на линолеуме. Есть еще гравюра на картоне, пластике, оргстекле и других материалах.
Гравюра на металле называется офортом.
С помощью печатного станка с использованием давления художники создают не только тиражную, но и уникальную графику — монотипию, например, на стекле, когда готовый рисунок переводится на стекло, закатанное типографской краской.
Разбираться в графике сегодня — значит быть на острие веяний не только изобразительного искусства, но и технологий: в мире постоянно открываются новые материалы и методики, что порождает появление новых техник именно в графике.
Взять, например, компьютер, который стал инструментом создания графических листов и мира компьютерной графики. Меняются эстетика, пластический язык, стилистика изображения. Посмотрите сами!
Фото Альберта ЗАГИРОВА.