Сюжет одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена о русалке, рискнувшей жизнью ради возможности быть с любимым, уфимские кукольники превратили в яркую, трогательную театральную фантазию, в которой переплелись видеоанимация, тростевые куклы, пластические сцены и чудесная музыка современного композитора Владислава Савватеева.
Спектакль, заявленный для семейного просмотра, будет интересен не только детям, которые погрузятся в атмосферу настоящего волшебства и красоты морских глубин, но и взрослым, которым наверняка будет интересно посмотреть, как с помощью современных технологий и таланта артистов это чудо создается.
Спектакль поставлен по пьесе «Русалочка. Океаны любви», написанной режиссером театра кукол Викторией Щербаковой в соавторстве с драматургом Владимиром Аношкиным.
Режиссер-постановщик спектакля заслуженная артистка Республики Башкортостан Виктория Щербакова подчеркивает, что новый спектакль театра кукол, равно как и сам оригинал Андерсена, — история очень непростая и адресована не совсем малышам, а более взрослым зрителям.
— Идея постановки возникла давно, но разобраться в этом материале, определиться с тем, как донести наш замысел до современного зрителя, оказалось непросто, — говорит Виктория Щербакова.
В спектакле показаны два мира — подводный и мир людей. Сценография, над которой работали художница Наталья Кандалова и художники компьютерной графики Роберт Раупов и Айгуль Калимуллина, переносит зрителя то в сказочный мир морских глубин, то на сушу — в замок Принца. Русалочку влечет человеческий мир, она влюбляется в Принца, увидев лишь его статую на дне моря.
— Это так похоже на девочек-подростков, которые зачастую влюбляются в придуманный ими образ, а, разочаровавшись, начинают страдать. Да, в спектакле «Русалочка» Принц не оценил жертв влюбленной в него морской принцессы, но это не значит, что он плохой, просто он ее не выбрал. И если бы у меня была дочь, я бы ей сказала, что если тебя не выбрали — это не смертельно. Так бывает, в будущем обязательно появится человек, который оценит тебя по достоинству. Это же я хочу сказать и всем нашим подрастающим зрителям, — говорит актриса Райля Гизатуллина, играющая Русалочку в живом плане. Кукольную героиню воплощает на сцене Надежда Беззубова.
— Мы говорим со зрителем о любви, а мы вообще редко говорим об этом. Мы обращаемся к молодым людям: любовь не всегда оказывается взаимной, но при этом она возвышает человека и помогает преодолевать любые преграды. Идите к своей мечте, но не зацикливайтесь, оглянитесь вокруг: есть столько хороших людей, которые могут подарить счастье! — говорит режиссер спектакля. — У Андерсена Русалочка не умирает, не превращается в морскую пену, а уходит к дочерям воздуха, остается между небом и землей, продолжая одаривать всех свежим дыханием любви. Этим кончается и наш спектакль.
Театральные режиссеры часто говорят о том, что спектакль — как ребенок: никогда не знаешь, что из него вырастет. Вот и на премьере «Русалочки», для которой изначально определили возрастной ценз 12+, стало очевидно, что спектакль понравится и зрителям помладше: даже если они до конца не поймут глубоких философских смыслов, заложенных Андерсеном и создателями постановки, их ждет увлекательное погружение в мир волшебства.
КСТАТИ
Башкирский театр кукол продолжает удивлять своих гостей не только спектаклями: недавно в фойе появился необычный интерактивный арт-объект. Он сделан в виде аленького цветочка, в который встроено программное обеспечение и шесть мониторов. С помощью компьютеризированного «аленького цветочка» можно будет самостоятельно купить билеты на спектакль и познакомиться с информацией о жизни театра.
— Объект станет частью интерактивного игрового зала, который мы в скором времени собираемся открыть на втором этаже театра. Там мы «подружим» «аленький цветочек» с куклами и добавим ему волшебства с помощью света, — рассказал директор театра Альберт Имамутдинов.