Главный дирижер симфонического оркестра «Северная симфония» Санкт-Петербургского Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина не только известный в мире музыкант, но и удивительный человек: 25 лет назад талантливый пианист, учившийся в разных странах, впервые приехал в Россию и... решил тут остаться. Накануне выступления оркестра «Северная симфония», которое устраивают в Уфе продюсерский центр «ЯН» и АО «Уфанет», журналистам удалось задать несколько вопросов маэстро по видеосвязи.
Несмотря на то, что Фабио «поймали» в аэропорту и уже была объявлена посадка, музыкант с интересом пообщался с уфимцами. Оказалось, что он отлично говорит по-русски.
— Я живу в России уже 22 года, 12 лет назад стал гражданином Российской Федерации, чем горжусь, — рассказывает музыкант. — Я приехал сюда впервые 25 лет назад, в великую страну, где родились великие музыканты, не только композиторы, но и интерпретаторы. Я начинал свою музыкальную жизнь как пианист, поэтому для меня русские исполнители всегда были на высоте. Особенно любил и до сих пор люблю Святослава Рихтера. Поэтому у меня было стремление поехать в Россию, и когда я впервые оказался в Санкт-Петербурге, то принял решение жить здесь. Через два года осуществил эту мечту. На мой взгляд, именно итальянцы и русские — те два народа, которые больше всех остальных любят музыку. И вообще, мне кажется, что мы очень похожи. И не только я так думаю, например, Валерий Гергиев тоже часто об этом говорит. Поэтому, наверное, так легко прижился в России. Сам факт того, что я остался здесь и мне не хочется никуда уезжать, помимо гастролей с моим коллективом, говорит сам за себя. Кстати, буду рад снова вернуться в Уфу, я здесь уже был, дирижировал оркестром в оперном театре в рамках фестиваля Ильдара Абдразакова.
…Музыка для него уже больше образ жизни, чем профессия. Хотя начало, как признается Фабио Мастранджело, было непростым: папа-пианист очень настаивал, чтобы мальчик учился музыке, а пятилетнему ребенку больше хотелось играть в футбол, чем на рояле. Сейчас он очень благодарен ему за настойчивость и считает, что отец тем самым второй раз подарил ему жизнь.
По словам Фабио Мастранджело, помимо любви к музыке, ее изучения, чем живут те, кто ею профессионально занимается (музыковеды, музыканты-преподаватели), именно концертирующие музыканты в первую очередь стараются для публики:
— Короткий момент выступления — единственная возможность дать людям понять, что это за музыка, о чем мы играем и почему это шанс показать итог своей долгой работы. В этом мы похожи на спортсменов, которые долго и усиленно готовятся к соревнованиям, но должны суметь показать себя за секунды. Конечно, у музыкантов больше времени, но задача в этом смысле как у спортсменов. Она сложная и интересная.
— Скажу вам совершенно честно: такой любви к музыке, которую я вижу сейчас в России, трудно найти где-либо в мире, а мне есть с чем сравнивать. Россия исторически очень музыкальная страна. И сегодняшний подъем не удивителен — это ответ на то, что происходит вокруг. Так было всегда: в трудные исторические моменты люди искали какие-то формы защиты, возможность отвлечься. Не важно, что идет на сцене — балет, опера, симфонический концерт, — количество желающих посетить выступления очень выросло. И помимо того, что это просто очень приятно, это еще и очень ответственно для нас.
— Я уже, наверное, больше русский, чем итальянец, — признается Фабио. Его тоже не миновала мировая тенденция отмены всего российского.
— Я два года не был в Италии, только недавно смог туда съездить, наконец-то увидел маму, которой 94. В прошлом году я был вынужден не участвовать в постановке, которая была запланирована за полтора года. И это мой родной город Бари, театр, где я работал еще 19-летним мальчиком! Губернатор заранее предупредил, что меня ждет масса журналистов, чтобы задать неудобные вопросы и услышать высказывания против Путина. Окружающие знают, что я уважаю то, что делает наш президент, и я ответил, что высказываться против Путина не собираюсь. Поэтому было решено подождать с поездкой в Италию.
— В этом году, слава Богу, там все успокоилось. Я общался и с коллегами, и с простыми людьми, и хочу вам сказать, что ситуация изменилась. Когда СМИ постоянно подают информацию определенной направленности, люди сначала ожидаемо реагируют, но потом начинают думать, анализировать. Я на это сильно рассчитывал, и это наконец-то случилось.
— Бог даст, вернусь туда снова, ведутся переговоры с разными театрами. Но скажу честно, работа в Италии с музыкантами — это всегда чуть-чуть стресс. Между российскими и итальянскими исполнителями большая разница. Это тоже побудило меня жить в России. Наверное, я сейчас скажу необычную вещь, потому что у нас принято считать по-другому, но здесь больше дисциплины, чем у итальянских музыкантов. Музыканты в России очень профессиональные, и большой плюс в том, что они еще детьми начинают играть в оркестрах, и когда взрослеют, уже умеют правильно себя вести. В Италии большое влияние имеют профсоюзы-синдикаты. Они появились, чтобы защищать права трудящихся, но стали организацией, которая во многом вредит. Нельзя сказать первому гобою: простите, но соль-бемоль был чуть низковат! И неважно, что замечание делается, чтобы музыка лучше звучала, — будут проблемы. В общем, там очень политкорректно надо себя вести, что я не очень люблю, потому что ценю правду и естественное поведение людей, — говорит Фабио.
Что касается музыкальных пристрастий маэстро, то это музыка Рахманинова, к которой он обращается и в радостные моменты, и в ней же находит утешение, когда настроение не очень. Как и древнегреческие философы, он убежден, что музыка затрагивает те струны души человека, которые недоступны другим формам искусства, и способна лечить. Фабио интересовался музыкотерапией, а его сестра Валентина (которую, кстати, назвали в честь Валентины Терешковой) изучала этот вопрос профессионально.
— В рамках музыкотерапии больше всего используется музыка Моцарта, многие изучали этот эффект, который назвали «эффект Моцарта», — рассказал Фабио.
13 сентября оркестр под управлением Фабио Мастранджело выступит на сцене ГКЗ «Башкортостан». Для зрителей прозвучат произведения Россини, Пуччини, Бизе, Глинки, Бородина, Щедрина, Дунаевского и других авторов.
— Программу концерта выбирали исходя из вкусов широкой аудитории, соблюдая баланс между российской и зарубежной музыкой. Она заинтересует не только любителей классики, но и тех, кто впервые пришел на симфонический концерт, — рассказала директор продюсерского центра «ЯН», продюсер, автор и исполнитель Назира Яппарова, отметив, что этот концерт — начало нового совместного с «Уфанетом» проекта «Виртуозы». — В 2015 году мы впервые совместно организовали марафон классической музыки в Башкортостане. В последующие годы с успехом расширяли границы наших проектов. Нынешний год — это седьмой сезон проекта, который прерывался в связи с пандемией. Можно сказать, что мы возрождаем его, и теперь участниками марафона классической музыки стали шесть регионов нашей страны. Наряду с исполнителями мирового уровня в нем принимают участие и оркестры Башкортостана, Чувашии, Татарстана, Оренбургской области, Марий Эл — более двух сотен музыкантов задействовано в этом сезоне.
О том, почему бизнес участвует в организации культурных проектов, рассказал генеральный директор АО «Уфанет» Искандар Бахтияров:
— Уровень развития общества зависит от культуры — общей, технической. Но музыка задает обществу более высокий уровень. Я как инженер могу говорить о том, что инженерное дело достаточно сложное, в нем много технических нюансов, включая координацию деятельности многих специалистов — их необходимо развивать, чтобы достичь высот. Но в нем все рационально и понятно, в нем нет волшебства. А музыка — это чудо, и именно поэтому стоит выше технических знаний.
Чувство прекрасного, музыкальное искусство в том числе помогают и хорошему инженеру, расширяют горизонты. И не только ему это полезно, но любому человеку, любому обществу. Поэтому мы делаем эту серию концертов, и я призываю бизнесменов участвовать в подобных проектах. Продвижением культуры надо заниматься постоянно. От культуры зависят наши успехи, наш уровень жизни. Приятно жить в стране высокой культуры.