Кайчи на Алтае, манасчи в Кыргызстане, олонхосут в Якутии, жаршы в Казахстане, сэсэны в Башкортостане — эти люди объединены особой миссией — сказительство. И хотя от этого слова веет древней историей, сказительство до сих пор не просто существует, а, как утверждают специалисты, находится на новом витке развития. Недавно в Бишкеке прошел Первый Всемирный форум эпосоведов и сказителей. В нем приняла участие Розалия СУЛТАНГАРЕЕВА, известный ученый-фольклорист, руководитель Научно-исследовательского центра башкирского фольклора Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. Розалия Асфандияровна уникальный подвижник, она не только много лет изучает эпосы, но и сама является сказительницей. На форуме ей было присвоено звание почетного академика Национальной академии «Манас». Розалия Асфандияровна рассказала о значении всемирного форума в Кыргызстане и о том, кто такие сказители XXI века.
— В чем особенность прошедшего форума?
— Форумы, конференции, симпозиумы, посвященные сказительству, эпосотворчеству, проводятся периодически. Первый Всемирный форум проходил в рамках указа главы Кыргызстана «О дополнительных мерах по всестороннему изучению и популяризации трилогии эпоса «Манас» — бесценного духовного наследия кыргызского народа». Этот форум был уникален тем, что впервые на одной площадке встретились эпосоведы-ученые и непосредственные исполнители эпосов, сказители трех стран и девяти народностей, и состоялся их диалог. Наряду с учеными, которые делились своими научными изысканиями, выступали сказителями, которые рассказывали, что волнует их: от вопросов их творческой лаборатории до темы оплаты труда. Я была приглашена и как ученый, и как сказитель — форум объединил эти два направления эпосотворчества и подчеркнул значимость сказительства, возможность выйти с его помощью на уровень очищения сознания человека в мире, где обесцениваются традиционные идеалы: семья, родина. Мы ищем национальную идеологию, но у каждого народа она давно выработана в эпосах и передается сказителями. Да, есть у нас такие жанры, как хореография, песенное искусство, но сказительство — это синтез голоса, слова, пластики, актерского мастерства и огромных знаний. Своего рода магия. Национальная идеология, заключенная в эпосах, передается метафорическим языком. Все это завораживает слушателя, ни один жанр фольклора не имеет такого воздействия. Поэтому именно сказительство и эпос — два крыла мощного оружия во имя спасения человеческого разума и духа, и они сейчас активируются, поднимая на щит глобальные ценности в противовес глобализации. Президент Национальной академии «Манас» Таланталы Бакчиев, ученый и манасчи, начал масштабную работу, взявшись за новый проект — объединения усилий всех эпосоведов для того, чтобы эпос эффективно служил людям в XXI веке. На форуме мы создали международную организацию сказителей и эпосоведов, которая будет способствовать объединению усилий по сохранению и популяризации традиционной эпической культуры. Эпос выходит на новый виток развития.
— А как развивается сказительство у нас в республике?
— Эта работа ведется и у нас, в Башкортостане, и на Алтае, в Бурятии, Калмыкии, Казахстане, потому что люди понимают силу этого инструмента. Мы очень серьезно работаем по изучению эпосов, но нам нужен специалист непосредственно по эпосу «Урал-батыр». Его можно исследовать с разных ракурсов. Мы еще не знаем, какие коды, какие психофилософские и трансцендентные* ценности он хранит. И хотя все открыть невозможно, надо знать эпос, как код своего языка, культуры и памяти. Ведь сейчас мы теряем молодое поколение, которое перестает думать, работать с памятью, получая готовую информацию.
В 1998 году в республике началось конкурсное исполнение эпоса «Урал-батыр» среди учащихся, и это стало очень важным шагом позиционирования эпоса. В этом году мы будем проводить конкурс в 25-й раз. У нас уже есть золотой фонд исполнителей. Более 70 наших учащихся знают эпос полностью, а это 4576 строк. Они выучили его по книге, и это уже большой шаг. Научно-исследовательский центр башкирского фольклора БГПУ провел несколько форумов и семинаров по «Урал-батыру». Мы начали открывать центры сэсэнов в школах — такого в республике еще не было. Такие школы уже есть в Дуванском, Татышлинском, Дюртюлинском, Альшеевском районах. Чтобы участвовать в них, не обязательно иметь способности к сказительству, мы сказываем детям — они повторяют, разучивают.
— Много желающих посещать такие занятия?
— Их немного, но здесь огромную роль играет умение заинтересовать детей. Я часто и с огромной любовью провожу мастер-классы, которые дети посещают с большой радостью и интересом. Когда они понимают, что эпос нужно не только учить — его нужно играть, быть сорокой, конем, львом — у них пробуждается интерес. Учителя рассказывают, что именно такая подача вызывает у учеников желание изучать эпос.
Когда на третий день форума в Кыргызстане мы поехали в один из районов, на входе в администрацию нас встретили ребята, которые исполняли «Манас». 50 учеников! Когда вспоминаю горящие глаза этих детей, у меня дрожь по коже. Да и у нас встречается впечатляющее исполнение, но я желаю своей республике именно такого концептуального, эпохального отношения к эпосу.
— Какой он, современный сэсэн?
— Сразу скажу, что есть разное сказительство: есть сказители, которые выходят в народ и языком ритма, рифмики сказывают о наболевших проблемах. Это реакция на какие-то современные ситуации. А есть сказители, которые сказывают эпосы своего народа, которые передавались из поколения в поколение. Это «Манас» у кыргызов, «Джангар» у калмыков, «Улигеры» у монголов, «Ньургун-батыр» у якутов. Это эпосы коренных народов, которые сложили их как первичные законы своего жизневедения.
Сказитель должен быть одаренным посредником между народами, психологом, культурологом, учителем и добросовестным служителем. Конечно же, свободным от злоречия, алчности, ханжества и от власти денег. Только в этом случае, выработав в себе такие качества, сказитель может и должен спасти человечество от кризиса.
Эпос «Урал-батыр» был сочинен до Корана, и в нем уже были основные понятия о добре и зле. С чего начинается там конфликт? С того, что Шульген ослушался своего отца и выпил жертвенную кровь, собранную в ракушке. Послушание родителям — это основа основ, и человек ослушавшийся превращается в злодея. Он должен был слушаться отца и мать и служить добру. В любом народном эпосе выступает главный герой-одиночка, носитель народной идеологии. Он всегда защищает родные земли от захвата и порабощения. То есть эпос — это свод национальных идей, патриотизма и идентификатор нации, который проявляется только посредством языка данного народа.
По условиям ЮНЕСКО, тот или иной эпос считается принадлежащим определенному народу только в том случае, если он до сих пор сказывается и традиция сказительства не прерывалась. И мне удалось найти в Хайбуллинском районе сказительницу Асму Усманову и снять видео с аутентичным исполнением эпоса «Урал-батыр», который ей сказывала ее бабушка Мукмина Таймасова, прожившая сто лет. А ей его передал дед. До тех пор в научных кругах существовало мнение, что эпос давно не бытует, но эта находка доказала обратное.
Первая заповедь сказителя — передавать свои знания следующему поколению. Беда в том, что традиция была ослаблена из-за преследования сказителей в 30-е, 40-е и даже 50-е годы. Например, как рассказывала Асма Усманова, троих ее родственников сослали в Сибирь только за то, что они сказывали «Урал-батыр». Исследования и видеозаписи исполнения эпосов в Башкирии содержатся в новом издании «Башкирский эпос в XXI веке: бытование и исполнительские традиции».
— Расскажите о вашей школе сэсэнов при БГПУ.
— Недавно ребята стали лауреатами конкурса «Потомки великих мастеров» в Оренбурге. Когда они выступали на конкурсе на Алтае, члены жюри отметили, что, не зная ни слова на башкирском, они поняли, о чем сказывалось. В моем обучении эпос — не только монолог одного сказителя, его исполняют семь человек, у каждого своя роль, но все они как единое сознание. Они подражают орлам, волкам, ветру. Конечно, не каждый становится сказителем. Но те, кто приходят к нам на занятия, учатся не только мастерству слов. Они узнают обычаи и традиции — как одеваться, говорить, ходить. С одной стороны, сказительство — это не только мастерство слова, человек, который мастерски владеет словом, владеет вселенной, это известная истина. Разучив эпос, человек заканчивает университет духовных знаний и может реализоваться во всех сферах жизни. Мои выпускники прекрасно работают в школах, детских садах и культурных учреждениях и говорят, что школа помогла им научиться владеть аудиторией.
— В этом году в рамках международной выставки «Китап-байрам» на импровизированной площадке в центре Уфы проходил фестиваль сэсэнов, и многие уфимцы впервые увидели сказителей в процессе исполнения.
— Да, сказитель не может исполнять эпос, как песни и частушки, он реализуется в состоянии отчасти измененного трансцендентного сознания. Человек зачастую входит в своего рода забытье. У кыргызов до сих пор бытует практика сновидений, когда Манас приходит во сне и наказывает сказывать эпос. Честно говоря, мне немного жалко сказителей, которые выступают в неподходящих для этого местах, ведь это не площадное искусство. Иногда очень трудно выйти из этого состояния, сколько раз со мной такое было: на выступление отводится несколько минут, ты только вошел в процесс, а нужно уже заканчивать, но невозможно остановиться. Бывало, что в таких случаях у меня просто отключали микрофон или опускали занавес. Но культура слушания эпоса — это особая культура, а останавливать сэсэна имеет право только мужчина, подойдя с правой стороны.
Президент Национальной академии «Манас» Таланталы Бакчиев, будучи ученым, доктором филологических наук, может по три-четыре дня почти без остановки рассказывать «Манас». В Кыргызстане больше 20 таких сказителей. Они объявляют народу, что в определенный день будут сказывать эпос. И люди собираются в поле, садятся в круг и слушают «Манас». И это меняет их физическое состояние — это факт, о котором сообщают ученые.
Когда в 2007 году проходила джангариада в Калмыкии там долго не было дождей и стояла невыносимая 50-градусная жара. Все поле было наполнено звуками домбр и словами джангра, который воспевает прекрасную страну. И к концу дня пошел благодатный дождь. Это была такая великая радость для всех — восторгаюсь силе эпоса! Кто-то из руководства мне тогда сказал, что каждый третий калмык знает 8 песен этого эпоса. Это меня поразило: вот к чему мы должны стремиться, мы должны знать «Урал-батыр»! Нужно понять и оценить трансцендентную силу эпоса и не быть «вульгарными» материалистами.
*Трансцендентность — это философское понятие, означающее то, что недоступно опытному познанию.