Все новости
Культура
22 Октября 2022, 13:15

Зашифрованные истории монумента Дружбы

Скульпторы и архитекторы непременно закладывают в свои творения образную информацию для потомков

Альберт ЗАГИРОВ  Символику на барельефе расшифруют и взрослые, и дети.
Символику на барельефе расшифруют и взрослые, и дети.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Честно говоря, у монумента Дружбы, что в Уфе, бывал сто раз, но никогда не задерживался у его подножия долго. На этот раз случайно примкнул к группе экскурсантов, которые, обдуваемые холодным осенним ветром, дисциплинированно слушали экскурсовода. Как выяснилось, в группе были сплошь общественники, и им подобная информация о монументе требовалась для работы. В итоге я открыл этот монументальный объект для себя заново. Говоря языком высокого искусства, на него должно не просто смотреть, его нужно читать.

Первомайская площадь — так официально называется территория, на которой в 1965 году поднялся монумент Дружбы. Авторы — скульпторы Бабурин, Левицкая, архитекторы Кутырев, Гаврилов. Высота 35 метров, что равно девятиэтажному зданию. Из розового гранита с четырьмя черными опоясками — символ того, что наши народы четыре века живут в дружбе и согласии. Слева и справа фигуры женщин, благословляющих народы лавровыми венками на дружбу. Слева башкирка Зухра, справа русская Надежда. Кстати, прототипами фигур выступили реальные женщины: русская создавалась скульптором Михаилом Бабуриным, которому позировала дочь, а в башкирке увековечена преподаватель английского языка Московского института имени Гнесиных Зухра Муратова.

Итак, перейдем к самому интригующему — расшифровке. По центру изображено главное событие — обмен рукопожатиями между русскими боярами и башкирскими послами после вручения верительной грамоты. На переднем плане юноша-башкир, символ зарождающейся нации, в его руках главный документ территории — грамота на вотчинное правление.

Отзывов о монументе было получено авторами много, из разных городов страны. Например, волгоградцы сказали, что таких обелисков по земле раскиданы сотни. Тем не менее в 1974 году наш получает статус государственного значения за уникальность конструкции. Дело в том, что он установлен на карсте. И если будет образовываться провал, обелиск станет раскачиваться и вернется в вертикальное положение. Он рассчитан даже на образование трещин, но такого ни разу не произошло, и монумент никогда не реставрировался — просто не было необходимости. Он создан по принципу «Ваньки-встаньки». Центр тяжести каплевидной формы находится на глубине восьми метров от проектной отметки земли. В 2013 году, как известно, до нас докатилось Ашхабадское землетрясение в два балла, монумент сильно вибрировал. Рассказывают, люди на остановке это видели, были слегка напуганы. Однако монумент повреждений не получил, ибо на это рассчитан.

Теперь о том, за что автора лишили Государственной премии: за якобы допущенные исторические неточности. В руках женщин знамена, не приспущенные, а присобранные — это символ того, что территория присоединилась к Русскому государству мирным путем, а не военным. Если бы военным, то знамена бы развевались. Памятник выполнен в классических традициях. Женщины одеты в тоги, лишь стилизованные под национальные костюмы.

Тут надо обратить внимание на авторский прием создателей памятника: известно, что русские женщины оголяли руки и ноги, а мусульманки — нет, однако здесь мусульманская традиция не соблюдена намеренно, так как памятник создавался в атеистическом обществе. Следующая вроде бы неточность: рукопожатие, которым обмениваются представители народов, вошло в обиход только спустя 150 лет после 1557 года, а в те времена мужчины абы кому руки не подавали. Если подал — то брат ты мне пуще кровного. Авторы сознательно пошли на рукопожатие, подчеркнув дружбу, отступив от хронологии.

И еще одна «зашифрованная» неточность. Каждый из народов держит щит с изображением символа своей территории: для русских — Спасская башня Московского кремля, а для башкир — конница. Но узорчатые кокошники башни в Кремле появились только спустя 120 лет после указанного события. Вот за эти неточности скульптор и был лишен Госпремии. Хотя что может лучше символизировать дружбу, чем рукопожатие?! А если изобразить Спасскую башню такой, какой она была тогда, ее бы просто никто не узнал. Тем не менее создатели памятника поступили именно так: использовали образный язык искусства, символика которого была бы понятна зрителям последующих поколений.

Памятник заложили в 1957 году в честь 400-летия вхождения Башкирии в состав России, а открыли только спустя восемь лет — 7 августа 1965 года. Кстати, на монументе несколько чугунных барельефов. Один из них изображает момент принятия башкирскими биями русского подданства, на других — символы промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры.

Альберт ЗАГИРОВ  На монументе две женские фигуры: слева Зухра, справа Надежда.
На монументе две женские фигуры: слева Зухра, справа Надежда.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: