Все новости
Культура
27 Июля 2022, 09:15

В надёжных руках агинэй

Женщины, умудрённые опытом, помогают односельчанам советом и делом

из архива Назиры АХКАМОВОЙ Статус агинэй — и почетный, и хлопотный.
Статус агинэй — и почетный, и хлопотный.Фото:из архива Назиры АХКАМОВОЙ

Региональная общественная организация культурного, социального, духовного развития башкирских женщин «Агинэй» вошла в проект «Башкирское долголетие» главы региона Радия Хабирова.

Главной целью объединения «Агинэй» является возрождение, поддержание нравственных и духовных ценностей общества, сохранение традиций, изучение исторического прошлого народов Башкортостана: фольклора, культуры, содействие духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.

Участницы объединения «Агинэй» Мечетлинского района считают, что воспитывать молодежь можно только личным примером.

Восстановить и приумножить

Первые объединения здесь были созданы десять лет назад в деревне Сулейманово Лемезтамакского сельсовета. То, что «несли в народ» эти умудренные жизненным опытом бабушки, позже стали использовать и в других деревнях. И если раньше в объединения входили в основном только пожилые женщины (60 — 70 лет), то сейчас желание стать агинэй изъявляют и те, кто моложе.

Агинэй принимают участие во всех проводимых в республике конкурсах, мероприятиях, проводят мастер-классы по возрождению традиционной одежды башкир северо-восточных районов, являются украшением районных и фольклорных праздников.

— В свое время эти женщины обычно носили только белые платки, а позже, когда такие объединения появились и в других деревнях, мы начали возрождать традиционные национальные костюмы жителей своего района, — рассказывает Назира Ахкамова, главная агинэй Мечетлинского района. — Правда, образцы костюмов остались только в музеях, поэтому стали заглядывать в книги и скрупулезно изучать каждую деталь. Теперь носим костюмы не только по праздникам и на мероприятия, но и в повседневной жизни.

— Яркие костюмы, в которых блистают артисты национальных коллективов, не совсем точно представляют образ традиционных уборов, — отметила Файруза Дусмухаметова, старшая агинэй деревни Сулейманово. — Одежда наших предков шилась из натуральных тканей, она была очень удобна для работы. Никаких оборок на рукавах и густых воланов на подоле. Признаюсь, когда начала шить для себя национальное платье, столько ошибок наделала, три раза пришлось перешивать.

— Да-да, дети и внуки подключились, весь интернет перевернули, сундуки выворачивали, — присоединяется Сажида Файзрахманова, старшая агинэй деревни Абдрахимово. — Нашли два «французских» платка. Платью тоже удивилась: пуговицы были спереди, не сзади; материал сатин, тонкий, к сожалению, таких сейчас не производят.

Конечно, в таких одеяниях уважаемые женщины смотрятся совершенно иначе. Их одежда подчеркивает важность вещей, которые когда-то утратили свою ценность. Обрести связь со своими далекими предками как раз и помогает национальный наряд. В Мечетлинском районе, как видим, она восстанавливается.

Сами не пьём и вам не советуем

В первую очередь агинэй каждой деревни начали серьезную работу среди неблагополучных семей: организовали пятничные посиделки, приглашали туда молодых женщин, ведущих аморальный образ жизни, проводили с ними беседы, предлагали свою помощь. В итоге во многих деревнях сейчас пьющих женщин не осталось. Сначала, правда, настойчивость агинэй воспринималась в штыки. Ведь к подопечным постоянно приходили старшие женщины села и начинали уговаривать устроиться на работу, умыть-накормить детей, прибраться в доме, прополоть огород. Кому такое понравится?

— Мы не утверждаем, что люди перестали пить совсем, — признается Файруза Миндиахметовна. — Могут отметить праздник, новоселье, справить детям свадьбу, но чтобы уходить в запой — нет, такого уже нет. Пользуясь случаем, хочу отметить, что те, кто когда-то пил, во время коронавирусной эпидемии ушли из жизни первыми.

Вслед за своими женами за ум взялись и мужья. И теперь вместе со всеми односельчанами активно принимают участие в мероприятиях программ «Трезвое село» и «Красивое село». Возможно, принять судьбоносное решение помог и показ документального фильма «Я не вернусь». Демонстрировали его только взрослым и обсудили после сеанса. Эта картина вошла в проект работы районного женсовета. Целой агитбригадой, в которую вошли психолог, нарколог, сотрудник молодежного центра, объехали все деревни и села, выступали на родительских собраниях, рассказывали о вреде алкоголя.

И сейчас в тех деревнях, где активно налажена работа авторитетных женщин, никто не состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Песни поём, шьём, дружно живём!

Сегодня в Мечетлинском районе общественные организации «Агинэй» организованы в семи деревнях и селах и охватывают 19 населенных пунктов. Всего активистов 116 человек.

Тесно сотрудничают мечетлинские агинэй с коллегами из Белокатайского и Дуванского районов, обмениваются опытом работы. Женщины деревень Яушево, Абдрахимово, Сулейманово, Таишево посещают школы, рассказывают детям о национальной одежде, организовывают на переменах забытые народные игры.

Проводятся праздники «Баурсак», «Знаешь ли ты свою родословную?», «Девушки возвратились в деревню», «Хлеб — всему голова», «Бабушкин сундук», «Парад национальных костюмов», «Праздник улиц», «Праздник цветов», «Женское счастье». Неоднократно юрты мечетлинских агинэй занимали призовые места на сабантуях, и на эти средства приобретали все необходимое для общественной работы и мероприятий.

Агинэй из Абдрахимово обычно выступают инициаторами экологических субботников по уборке берегов реки Ай. Они рука об руку работают с женсоветами в деревнях и селах, передают опыт работы более молодым коллегам.

— Друг за друга держимся, доверяем многое, — объясняет Сажида Агзамовна. — Работаем без разногласий, во всех мероприятиях активно, с интересом принимает участие наша молодежь и дети.

Автор:Гюзель ИБРАГИМОВА, пресс-служба Республиканского центра социального обслуживания населения
Читайте нас: