Все новости
Культура
9 Июля 2022, 11:15

Озорник Рахимьян

или Как простой камень стал музейным экспонатом

предоставлено Муниром Файзуллиным Состязание богатырей возродили на родине многих сказок и эпосов.
Состязание богатырей возродили на родине многих сказок и эпосов.Фото:предоставлено Муниром Файзуллиным

Сабантуй давно уже вышел за свои первоначальные, скажем так, «агротехнические» рамки, обозначающие завершение весенних полевых работ. Так же, как и перестал быть чисто башкирским или татарским праздником, — ныне он объединяет все народности, проживающие в нашей республике. И самыми зрелищными на этом празднике остаются спортивные соревнования: борьба, скачки, теперь еще стрельба из лука — во всех районах программа примерно одинаковая.

А вот в Бурзянском районе есть очень интересное состязание, подобное которому вы вряд ли где увидите. У бурзянцев в программу сабантуя, помимо прочего, входит подъем и метание огромного камня. Что интересно, традиция эта появилась не так уж давно. И у этого валуна даже есть собственное имя — камень Рахимьяна.

Так кто же такой этот Рахимьян, увековечивший в народе свое имя и заодно камень? Эту страницу местной истории раскрыл Мунир Файзуллин из деревни Кильдигулово.

Он и сам по себе интересная личность. Бывший учитель истории и руководитель краеведческого музея. Сам музей в школе появился благодаря именно ему. Мунир Абдуллович в прошлом наш коллега, журналист местной газеты «Тан» с десятилетним стажем. Потом работал в школе: 16 лет преподавал башкирский язык и литературу, 13 лет — историю. В 2011 году победил в районном конкурсе «Учитель года», участвовал в республиканском этапе. Очень многое сделал для изучения и сохранения истории родного края. Публикуется в разных изданиях и уже не раз становился лауреатом различных конкурсов. Кстати, супруга Ирка Уразбаевна ему во всем помогает. Она тоже педагог, 35 лет преподает в начальных классах. Вырастили двух дочерей, обеим дали высшее образование. У Файзуллиных трое внуков и внучек. Очень хорошая и уважаемая в Кильдигулово семья.

— Сам я родом из этой деревни. Когда предложили сюда вернуться, согласился. И уже здесь услышал историю про нашего местного богатыря Рахимьяна Яхина, заинтересовался, — рассказывает Мунир Абдуллович.

Он отыскал тот валун, который поднимал Рахимьян. И подумал: у башкирского народа всегда было много батыров, их имена дошли до нас, передаваясь из поколения в поколение, так почему же имя нашего феноменально сильного современника должно кануть в Лету? Словом, решил увековечить фамилию местного силача и просто хорошего парня. Загорелся идеей: этому валуну место в музее. Пусть природная реликвия напоминает всем, что потомки Бабсак-батыра еще не перевелись в Бурзяне.

Тем более что судьба Рахимьяна сложилась трагически: он погиб совсем молодым. Мунир Файзуллин справедливо полагает: такие реликвии — отличная мотивация для современной молодежи стать такими же сильными.

А тогда за камнем выехали на тракторе Т-25 втроем. Как признается историк, в одиночку он даже приподнять его не смог. А вот 62-летний Нух-агай Кумушбаев оказался сильнее, поднял-таки валун до уровня колен. С помощью Фазыльяна, племянника Рахимьян-батыра, все же погрузили гигантский булыжник в кузов. Это было ровно тридцать лет назад, в 1992 году. Тогда еще действовал колхозный склад, и Мунир Абдуллович попросил сначала отвезти камень туда, чтобы взвесить. Потянул камушек на 97 килограммов 600 граммов.

Итак, кто же такой Рахимьян Яхин? Оказалось, это вовсе не сказочный герой, а самый простой деревенский житель, чуть ли не наш современник — жил в середине прошлого века. Выделялся среди своих сверстников богатырской силой и добродушием (а как же иначе, Рахимьян в переводе с башкирского означает «милостивая душа»), да еще веселым нравом.

— Если посмотреть родословную Рахимьяна, то его предки были известными борцами в округе. Кстати, и его племяннику Магадею Фаткуллину на районных сабантуях долгие годы не было равных, — рассказывает историк.

Рахимьян был средним сыном в семье. Рослый красавец, с малых лет он отличался не только силой, но и зоркостью глаз. В 1950-е годы работал мастером по добыче смолы. Говорят, был очень старательным работником. Из деревни Кильдигулово добирался на работу в село Саргая верхом на лошади. Однажды, возвращаясь домой, на лужайке вдоль дороги заприметил тот самый валун. По какому-то наитию (может, вспомнились детские сказки?), спрыгнув с коня, долго осматривал находку и попробовал поднять. Валун без особых усилий поддался молодцу. С тех пор вошло в привычку: возвращаясь домой, каждый раз перекидывал камень то на одну, то на другую сторону дороги. И местные жители никак не могли понять, что за чудо, что за явление? Никто ведь и предположить не мог, что это проделка озорника-односельчанина. А раскрылся секрет, как это обычно и бывает, просто. Как-то раз Рахимьян шел по той дороге с друзьями и родственниками. Остановились отдохнуть на лужайке, и кто-то в шутку предложил поднять камень, выяснить, кто сильнее. В компании были молодцы как на подбор, поэтому задачу решили усложнить: камень не только поднять, но и перебросить через лошадь. Однако, как выяснилось, только с виду валун не выглядел чрезмерно устрашающим, на деле многие спорщики не сумели даже толком оторвать его от земли. Когда же настала очередь Рахимьяна, некоторые лишь усмехнулись, мол, куда тебе, тут и более рослые товарищи не справились. А когда тот невозмутимо, без видимых усилий поднял камень и швырнул через лошадь — длинноногого рысака своего двоюродного брата, все только ахнули. Уязвленные соперники успокоились, лишь взвесив объект своего досадного поражения, — такое обычному человеку никак не осилить.

С тех пор камень Рахимьяна стал олицетворением мощи бурзянских батыров.

— А дальше было так, — продолжает рассказ Мунир Абдуллович. — В 1994 году решили у нас в Бурзяне провести йыйын карагай-кыпсакского рода. Я тогда был в организационной комиссии. И предложил нашему тогдашнему главе Ирику Зарипову провести состязания по поднятию валуна, чтобы таким образом выявить богатыря рода. Меня поддержали. Тогда камень поддался двоим. Один из них, Салават Кильдияров, оказался из одного рода с Рахимьяном. Другой — Даян Хамматов, тоже не робкого десятка — является потомком известного кыпсакского бахадира Кабира.

С тех пор каждый год богатыри Бурзяна и все гости сабантуя пытаются поднять валун Рахимьяна. Честно говоря, справиться удается не многим.

В 2014 году, в честь двадцатилетия состязаний с камнем, Мунир Файзуллин повез на районный сабантуй в качестве приза барана, которого купил на свои деньги при помощи еще некоторых односельчан. Самому сильному бахадиру и вручили тогда этого барана.

Сегодня, правда, бурзянцы чуть отошли от первоначального канона в этой молодецкой забаве — стали перекидывать камень не через живую лошадь, а через бечевку, натянутую на высоте 1 метр 60 сантиметров. Правильно, а то ведь ненароком можно и убить четвероногого друга…

А в 2016 году Мунир Файзуллин вместе с супругой Иркой Уразбаевной повезли камень в Кармаскалинский район, где проходил республиканский сабантуй. Правда, поднять камень Рахимьяна и там удалось единицам.

В устном творчестве башкирского народа частенько описывается, как именитые батыры демонстрируют свою силушку, поднимая неимоверно тяжелые камни-валуны.

«По камню стукнул он кулаком,
Из земли его вырвал рывком,
И затем тот камень схватил,
В небо синее запустил»,

— такой, к примеру, эпизод есть в культовом эпосе «Урал-батыр».

Даже многие спорные вопросы, в том числе проблемы войны и мира, у башкир зачастую решались на состязаниях батыров. Чей богатырь побеждал, та сторона и считалась правой. Ныне эта традиция забыта. И очень хорошо, что отголосок такого богатырского состязания возрожден в Бурзяне, на родине многих известных сказок и эпосов. Состязания эти ныне проводятся не только на районном сабантуе, но и на йыйынах (съездах народных племенных представителей) и праздниках шежере.

Конечно, как в стародавние времена, первые красавицы и богатство в награду не достаются, но всенародное уважение обеспечено. Батыры и ныне в почете.

предоставлено Муниром Файзуллиным Вот он, Рахимьян Яхин.
Вот он, Рахимьян Яхин.Фото:предоставлено Муниром Файзуллиным
Автор:Аниса Янбаева
Читайте нас: