Выпустило книгу самое крупное и авторитетное в республике издательство «Китап».Карманный формат нового сборника стихов «Самолет до Пунта-Каны» бирского поэта Александра Хваткова вобрал в себя 86 стихотворений. В них ожидаемо доминирует тема Родины, которая находит свое отражение в любовной лирике.
Тема не нова. Вопрос в том, как она изложена автором.
Вот что сам автор говорит о новой книге:
— Давно мечтал об этом сборнике и впервые заранее знал, как он будет называться. Когда учился на бортпроводника в Тюмени, у меня появился друг, который часто повторял: «Я обязательно слетаю в Пунта-Кану». Он много рассказывал про этот курорт. Я тоже загорелся, стало интересно. И постепенно появился образ теплой, солнечной Пунта-Каны, где море, солнце и все хорошо. И этот образ наложился на образ моего лирического героя — человека, безумно любящего свою страну. Он стоит перед выбором: остаться в стране, где есть, конечно, свои недостатки, или улететь в прекрасный край.
Лирический герой предлагает возлюбленной уехать с ним. Но при этом осознает: «Нет, этого не может быть. Я люблю свою страну, там я не смогу жить». И принимает решение остаться. Смысл всего сборника — признание лирического героя в любви к Родине.
Мой сборник — это своего рода ответ тому челленджу, который недавно был: «Мне стыдно, что я русский». Мне тоже стыдно за них, что они русские. Когда я пишу о России, я вижу проблемы, но не кричу злорадно: «А вот у них не получается». Я принимаю это и верю, потому что люблю свою страну, что она изменится. И этот посыл я несу читателям: нужно, несмотря ни на что, доверять свое сердце любви к маме, к женщине, к ближним, к Родине. Ведь это земля наших предков, по которой будут бегать наши дети, а потом их дети. А что дальше на этой земле будет, зависит от нас.
Стихи Александра всегда радуют тем, что сочинены по классическим основам стихосложения. Он пишет в силлабо-тонике — четырехстрочные зарифмованные строфы с четким соответствием выбранному размеру и строго установленным метром.
Приверженность к классике выгодно отличает его на фоне авторов, чересчур увлекшихся экспериментами. Современная поэтическая форма — это, как правило, верлибры — длинные нерифмованные строки с рваным ритмом и туманным содержанием. Читая такие «шедевры», поневоле задаешься вопросом: а умеют ли эти «новаторы» вообще сочинять стихи в классическом понимании этого слова: с рифмой и ритмом? Александр не просто умеет — делает это виртуозно. Небольшие погрешности выглядят иногда преднамеренными. Например, тавтология «пустая пустота» в одном из стихотворений кажется нарочитой — насмешкой, сделанной ради иронии.
Откровения автора по поводу патриотизма, звучащие рефреном от стихотворения к стихотворению, иногда и не к месту, воспринимаются несколько навязчиво. Первое впечатление — а не пропаганда ли это, изящно завуалированная ризами высокой поэзии? Множество повторов одной и той же мысли словно призывает нас к чему-то и ждет некоего ответного действия. При этом возникают вопросы: а что такое для автора Родина? Только ли березы и курай? Что сегодня объединяет всех нас: государственные границы, культура, религия или экономика? И объединяет ли вообще? И что такое его любовь к Родине: пропагандистский лозунг, хороший тон, тема для светских бесед или искренний душевный порыв? Когда автор пишет:
Когда хоть на миг, но закрою
Россию в ненастье собой..,
готов ли он пожертвовать семьей, карьерой и пойти добровольцем на фронт?
Читаем следующие стихи. Например, о семейных отношениях. Бросились в глаза строки, посвященные сыну. В них звучит обращение к современным отцам, не часто способным похвастаться ответственностью перед своими детьми:
Даже если вам больно сильней,
Не бросайте своих сыновей,
Кроме них, все на свете ничтожно.
Видно, что автор говорит о тяжелой ситуации, через которую прошел сам и в которой он нашел силы сделать правильный выбор. В стихотворении есть добрый и полезный посыл, предостерегающий от необдуманных решений. Здесь и во многих других стихах, посвященных взаимоотношениям с матерью и любимой женщиной, в стихах, обращенных к друзьям и великим поэтам, мы видим житейскую зрелость автора. А также такие грани его личности, как трепетное отношение к родным и любимым людям, доброта и сострадание, которые не вызывают сомнений в искренности.
Лирический герой отважен, энергичен и импульсивен. Это видно в стихотворении «В бой, без сомнений, конница» и по первым строкам другого стихотворения:
Пусть не вышел мальчик ростом,
Богатырской силы нет,
Но зато легко и просто
Хулиганам даст ответ.
Вероятно, отсюда те напор и упрямство, смутившие поначалу, с которыми он утверждает свою любовь к Родине.
И вот продвигаясь по страницам сборника, все более проникая во внутренний мир лирического героя, в его характер, постепенно приходишь к пониманию, что его-то любовь к Родине действительно настоящая. Просто столь пламенные чувства к ней сегодня встречаешь настолько редко, что они вызывают недоверие, даже когда автор демонстрирует пусть временами кажущийся наивным, но все же чистый и бескорыстный порыв нежности к родной стране. И, возможно, только такой — нерациональной, инстинктивной, пламенеющей в сердце — любовь и должна быть.
Возможно, главная ценность и успех книги в том, что автор развевает все сомнения в неискренности подобных чувств и побуждает возродить в наше циничное время любовь к Родине, к матери, к женщине, к детям, к самой жизни.
Реалии недавно минувших дней — пандемия, самоизоляция, социальная дистанция, порой ажиотажный спрос на отдельные продукты питания — нашли остроумное, порой сатирическое отражение, которое в то же время дает надежду. Что бы ни случилось, никогда не отчаивайтесь. Любите жизнь, принимайте ее такой, какая она есть, и по возможности меняйте ее к лучшему. Все в наших руках!
Поражает умение автора уловить тонкие нюансы в пейзажных зарисовках, которые дают богатую палитру впечатлений, ощутимую, почти осязаемую атмосферность:
Хрустом яблок август растревожит,
Предвкушая скорый листопад.
Может, ты, взгрустнув немного,тоже
Улыбнешься грусти невпопад.
Сборник словно пульсирует живой энергией полнокровных, бескорыстных чувств, приковывает внимание и читается на одном дыхании. Есть удачные находки, оригинальные мысли, мастерски выраженные в стихотворной форме. Автор не останавливается на достигнутом, он намерен и дальше в полную силу воспевать явления жизни, к которым неравнодушен:
— В планах продвигать поэзию в массы. В Бирске и в других городах республики, России. Через публикации, выступления, участие в фестивалях. Мы будем и дальше собирать людей, дарить им поэтические вечера. Не только на современные темы, но и посвященные нашим классикам. Обязательно будет вечер Есенина.
Александр верит, что прочитает человек стихотворение, где автор написал, что нужно любить маму, нельзя обижать животных, и задумается. А может, ему даже станет стыдно, если он обижал маму до этого. Пойдет и извинится перед ней, и поймет, что так нельзя. По словам поэта, основная задача поэзии, как и всей литературы — учить добру и состраданию.
Александром постоянно движет чувство неудовлетворенности собой, он стремится к развитию. Считает, что если человек смог прыгнуть на два метра в легкой атлетике, значит, он сможет прыгнуть и на 2,1. Предела нет. Также и в поэзии, здесь останавливаться нельзя…
* * *
Снится мне, что я, изрядно пьяный,
В миг, когда и зелье не спасет,
Сяду в самолет до Пунта-Каны,
В самый неприметный самолет.
Никаких прощаний и объятий.
Рев моторов сломит тишину.
Как-то так по-Маяковски: «нате!» —
Брошу я, как рваную струну.
И уже на пляже, задыхаясь,
Чтоб не выть от боли и тоски,
В первый раз надолго попрощаюсь
С домом мамы, с рощей у реки.
И со всем, что дорого до боли,
Что не смог я грудью защитить.
Неподъемно тягостная доля —
Край свой милый издали любить.
Край, в котором больно быть поэтом,
И в котором трудно им не стать.
Где ко всем немыслимым заветам
Есть один печальнейший — понять.
Понимаю, к сердцу принимая
Все ошибки и любой изъян,
Ведь страну мою, что так ругают,
Не заменят сотни Пунта-Кан.
Грусть и радость — все в одном наборе.
Вдруг я этим именно горжусь?
Подождите, к черту жизнь у моря!
Буду петь непонятым про Русь.
* * *
Я горжусь! Мне втройне повезло!
Бьется сердце, впадая в экстаз.
Есть в России такое село,
Где зима белоснежней в сто раз.
Без него мне по жизни никак,
Знаю все имена по слогам.
Помню даже бродячих собак.
И за каждого душу отдам.
Но не с этого счастлив втройне,
Что себя я по жизни нашел.
А с того, что есть в нашей стране
Сотни близких кому-нибудь сел.
И в любом красота и покой —
Километры на каждую пядь.
Ну и пусть, что с пьянящей тоской,
У России ее не отнять.
Я горжусь! И пою до пьяна.
В бой, мой звонкий словарный запас!
Есть на свете такая страна,
Где зима белоснежней в сто раз.
КСТАТИ
В прошлом году Александру Хваткову была присуждена молодежная премия имени Шайхзады Бабича в номинации «Литература». «Самолет до Пунта-Каны» — пятый сборник автора и второй, выпущенный издательством «Китап».