Перед полным солнечным затмением природа замирает, и ненадолго наступает абсолютная тишина. Но что-то необычное в пространстве точно происходит, и это очень чувствуется в месте, где земная кора особенно тонка — в долине гейзеров в Калифорнии. Так говорит художница Марго Трушина, которая приехала в знаменитый Йеллоустоун специально, чтобы прочувствовать энергетику солнечного затмения. В результате родилась мультимедийная инсталляция «Затмение», которая в эти дни демонстрируется на выставке «Иллюзия Обыденности», проходящей в уфимской галерее «Мирас».
В начале видео художница держит на пальце икринку как символ зарождения мира. Потом идут кадры, складывающиеся в символический рассказ о круговороте жизни, рождении, умирании и возрождении. Художник вглядывается в мелкие детали и видит в них целую Вселенную, потом переворачивает камеру, показывая, что мир под другим углом зрения не менее прекрасен. В конце концов она снимает с себя белое платье, в котором встречала затмение, и бросает его в воду.
Видеоряд сопровождается музыкой и шепотом, своего рода камланием, разговором художника с природой.
— Когда я впервые увидела этот проект, то поняла, что он полностью отражает и идею иллюзии, и идею обыденности: то, что кому-то кажется чудом, индейцы апачи, живущие в этих местах, видят постоянно. Марго рассказывала, что снимала это видео в 2017 году во время президентских выборов в США. В стране кипели политические страсти, а в национальном парке время как будто остановилось, и ничего, кроме текущего момента, не имело значения, — говорит куратор выставки, научный сотрудник московского Государственного музея Востока Мария Филатова.
На выставке «Иллюзия Обыденности» представлены работы трех художниц из разных городов: Марго Трушиной из Лондона, Кати Царевой из Ижевска и Ольги Цимболенко из Уфы.
— Я изначально хотела показать именно искусство женщин-художников, и когда знакомилась с разными мастерами, поняла, что эти три художницы очень хорошо резонируют с темой игры с пространством, которая волновала меня с детства.
Например, мне всегда было интересно, на что смотрит домашняя кошка: сидя на шкафу, она видит одно пространство, а когда выглядывает из-под кровати, та же комната видится ей совсем по-другому. Помню, как много времени я проводила перед большим зеркалом, понимая, что отражающаяся в нем комната — это совсем другой мир. Зазеркалье — это вообще особая тема, которая обыгрывается многими художниками. Даже если просто поставить в комнате пустую раму, то при взгляде через нее пространство сразу искривляется и становится другим, — говорит Мария Филатова. — Это то, что лежит на поверхности нашей выставки. Если посмотреть глубже, то я думала о разных точках зрения. Например, есть проблема, которая кажется нерешаемой, но если мы посмотрим на нее с другой стороны, то, весьма вероятно, справимся с ней. А если покопаться в чертах характера неприятного нам человека, то можно прийти к тому, что он довольно интересен. То, как мы смотрим на одни и те же явления, зависит от нашего самочувствия, погоды, новостей — на нас влияет абсолютно все. То есть по сути мир — это иллюзия, иллюзия обыденности. Обыденность — это то, что нас окружает, но на нее нужно смотреть по-разному, тогда жизнь станет интереснее.
И самим художникам тема показалась настолько интересной, что Марго Трушина прилетела на открытие выставки из Лондона, Катя Царева — из Ижевска, а известная в Уфе художница Ольга Цимболенко пришла с соседней с галереей улицы, на которой живет. Эти художницы — представительницы одного поколения, но совершенно разные по мировосприятию. И чтобы показать разницу взглядов и ракурсов, их работы в экспозиции не разделили, а перемешали. Их объединяет тема ощущения человека в пространстве и в этом мире и тема человека и природы, их взаимодействия.
На творческую манеру Кати Царевой наложило отпечаток ее архитектурное образование. Она конструирует иллюзорные пространства, воплощая в холстах и выходящих из них трехмерных формах свои представления о мире.
Художница заметила, что в пространстве, где появляется женщина, постепенно появляются и комнатные растения. Тему женщины и растений она раскрывает в серии «Ищи меня в цветах». Но проекты Кати Царевой связаны не только с живописью, она делает инсталляции и лаконичные светильники из оргстекла, поролона, ткани и яркого гибкого неона, создающие необычную атмосферу.
Неон использует в своих работах и Марго Трушина. Художница 15 лет живет в Лондоне, и ее становление приходится уже на лондонский период. Она путешествует, занимается живописью, но изначально она — фотограф. В Таиланде Трушина создала свой фотогербарий и перевела фотографии на металл, ее излюбленный материал. Марго утверждает, что растения все чувствуют. Как люди.
Человек тоже может войти в резонанс с природой, причем совершенно неожиданно. Такова предыстория работы «Теория волн». Художница стояла на морском берегу и смотрела на волны, в то же время разглядывая только что полученную кардиограмму. На ее картине биение волн вошло в резонанс с биением человеческого сердца с помощью неона, который, выбиваясь из печатной плоскости, создает необычный эффект. А вот коллаж из фотографий. Некоторые фото автор намеренно перевернула, и коралл, который Марго снимала, лежа на земле, превратился в фигурку бегущего человека на фоне лунного пейзажа.
Ольга Цимболенко — прирожденный живописец. «Я рисую то, что вижу, что чувствую», — говорит она. Вот окна ее старой мастерской, в которые бьется лес растений, а вот ее собственная квартира после праздника. Так она и назвала картину — «После праздника»: хрустальная люстра со свечами, стол с полупустыми фужерами, скатерть, которую почти стянула на пол собака, и чувство легкой грусти. Сюжет простой, но атмосфера картины завораживает...
— Будучи у Ольги в гостях, я спросила, где она нашла прекрасную дворцовую люстру, изображенную на картине. «А вот она, висит у меня дома», — показала мне Ольга на маленькую советскую люстрочку со стекляшками, которая в сознании художника превратилась в образец необыкновенной красоты, — рассказывает куратор выставки. — На картине изображены работы Ольги, висящие на стене. Здесь они в рамках, а в реальности просто натянуты на подрамники. Обычные фужеры на картине превращаются в фужеры из старинного стекла. И еще, когда Ольга писала эту картину, у нее не было собаки, о которой она долго мечтала. Но эта мечта, изображенная на картине, уже воплотилась в жизнь.
Еще одна точка притяжения в экспозиции — инсталляция Ольги Цимболенко «В мастерской Ляли Галеевой». Когда-то керамистка Ляля Галеева подарила ей трюмо, в котором было зеркало. Ольга его вынула и вставила на его место холст. На нем отразилось то, что она увидела в мастерской известной уфимской керамистки, вплоть до глиняной фигурки в печи для обжига.
— У всех трех художниц пространство, природа и человек постоянно разговаривают. Эта выставка — женское восприятие мира. Абсолютно разное: плотная пастозная живопись Ольги, которая любит пылающий красный и ломаные линии, и Катя в своих светлых интерьерах... Несколько лет назад в московском Музее современного искусства я делала выставку «Уфа. Точка возврата», где собрала работы двадцати с лишним художников, родившихся в Башкирии. Так получилось, что это были художники-мужчины. Для меня как для искусствоведа в первую очередь важно искусство и не важно, кто его создает, мужчина, женщина или марсианин. Но когда я начала делать эту выставку, то поняла, что от мужского и женского начала не уйти. Мужчины работают с большим количеством тем и делают это смело и брутально. Мне ближе мужское искусство. Но есть еще и исторический ракурс: раньше женщины-художники намного реже выходили в медийное пространство, сейчас все меняется, и, я думаю, со временем женское искусство станет сильнее. И смелость появится. По крайней мере, то, что я вижу сейчас, меня восхищает, — говорит Мария Филатова.
Выставка продлится до 25 июня. Она организована посольством Музея современного искусства «Zaman». Идея создания музея принадлежит уфимскому предпринимателю и коллекционеру Марату Ахметшину. Музей пока не имеет собственного здания (его планируют в ближайшее время построить) и именуется посольством. Многие уфимцы считают, что такой музей в городе будет не лишним. В Москве, например, по словам Марии Филатовой, пошла мода на искусство. После снятия ковидных ограничений люди выстраиваются в очереди в Третьяковку, в Пушкинский музей. И пусть они приходят в музей потому, что это модно, не особо представляя, куда пришли, главное, у них в сознании после этого визита что-то все-таки останется. Московский искусствовед признает, что далеко не все интересуются современным искусством, к которому публику нужно приучать, и отмечает большой интерес уфимцев к текущей выставке.