«Вот так живешь — сорок пять лет уже — все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет… И так подойдешь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?» Этот рецепт счастья, который сейчас продают за большие деньги психологи разных мастей, давным-давно сформулировал 45-летний водитель Сергей Духанин из рассказа Шукшина «Сапожки». Ну казалось бы, зачем его жене дорогущие модные сапоги? Во-первых, они ей вряд ли будут впору, а во-вторых, куда ей в них — навоз месить? И вообще, не в сапожках счастье! А может быть, все-таки в них? Герои рассказов Шукшина в очередной раз заставили публику, оттолкнувшись от простого, подумать о сложном в спектакле «Счастье рядом». Премьера постановки состоялась на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.
Лирическую комедию в двух действиях по рассказам Шукшина поставил режиссер из Москвы Василий Сенин, он же автор инсценировки и сценографии. Художник по свету — заслуженный работник культуры РФ Евгений Ганзбург (Санкт-Петербург).
Василий Сенин учился на актерском факультете Санкт-Петербургской академии театрального искусства в мастерской Вениамина Фильштинского. Режиссерское образование получил в Российской академии театрального искусства (ГИТИС) у знаменитого Петра Фоменко. Проходил стажировку в Royal National Theatre London Studios (Великобритания) и Школе театрального лидера в Центре имени Всеволода Мейерхольда. Несколько лет был художественным руководителем Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина. В его режиссерском багаже несколько десятков спектаклей в ведущих театрах России. Работал и за рубежом. В Уфе он впервые. Как рассказал режиссер, это его вторая постановка по произведениям Василия Шукшина. Впервые он работал по ним в Петербурге пять лет назад.
Сенин выбрал для инсценировки пять рассказов: «Материнское сердце», «Срезал», «Мой зять украл машину дров», «Мужик Дерябин» и «Сапожки», которые связал в одну композицию.
Почему Шукшин сейчас все так же актуален? «Потому что люди не меняются, жизнь простых людей не меняется», — поясняет режиссер.
Он обозначил жанр спектакля как лирическую комедию. Однако в истории, с которой начинается спектакль, смешного мало. В рассказе «Материнское сердце» рушится судьба парня, о котором хлопочет мать. Может быть, делает это наивно, но совсем не смешно. Поэтому зрители, в особенности мало знакомые с творчеством Шукшина, поначалу недоумевали, а где же здесь комедия? Но по мере развития действия все как-то складно выстроилось в цепочку жизни, в которой трагическое на каждом шагу переплетается с комическим, и нет готовых ответов, и ждать их не стоит.
Почему режиссер выбрал для своей постановки именно эти пьесы и расположил их в таком порядке?
— Ключ, который поможет внимательному зрителю, — в названии спектакля, — говорит Василий Сенин. — Это размышления о нашей потребности в счастье, о том, что это такое. То, что противоположно счастью, становится причиной наших бед. Может ли глупость быть счастливой, или все-таки счастье — это дар за мудрость и самостоятельность?
Если зритель недоумевает, значит, спектакль заставил его задуматься. Это важно. Если мы перестанем думать и сомневаться, то перестанем слышать и понимать друг друга.
Даже в самом названии спектакля заложено множество смыслов. Кто-то поймет его как руководство к действию: вот оно, твое счастье, ты его где-то ищешь, а оно всегда с тобой и в тебе, нужно только разглядеть его и осознать. А по мнению постановщика, мы сами не можем быть собственным счастьем. «Если у кого-то иное мнение, мне искренне жаль такого человека»,— говорит он.
У Шукшина Сенину интересен и момент превращения культуры деревни в культуру городскую. Переход этот мы еще не до конца завершили, наши корни в деревне, хотя живем мы уже в городе, говорит он и делает чернозем одним из основных элементов лаконичного художественного оформления спектакля. «Для меня это символизирует человека на земле», — объяснил режиссер, который достаточно часто сам создает визуальный образ своих спектаклей.
В спектакле задействованы народная артистка РБ Ольга Лопухова, заслуженный артист РБ Сергей Басов, народный артист РБ Николай Рихтер, актеры Олег Сальцын, Владимир Кузин, Иван Овчинников, Ирина Бусыгина, Анна Бурмистрова, Антон Болдырев, Олеся Шибко, Анна Коренько. У каждого — по несколько ролей.
— Я работал в разных театрах и могу сказать, что получил большое удовольствие от работы с труппой Русдрамы, это замечательные, универсальные актеры, знающие своего зрителя, — отметил Василий Сенин.