4 и 5 июля Башкирский театр оперы и балета завершит театральный сезон премьерой оперы «Евгений Онегин». Эту оперу Чайковского впервые исполнили на сцене Малого театра в Москве в 1879 году. Пушкинская «энциклопедия русской жизни», воплощенная в музыке, пережила десятки интерпретаций на сценах театров как в России, так и за рубежом, и до сих пор, спустя почти полтора века после создания, она не теряет актуальности. Опера тесно связана и с историей Башкирского театра оперы и балета — «Евгений Онегин» был в числе его первых постановок.
Новый спектакль станет уже восьмым сценическим воплощением этой оперы.
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик спектакля — начальник Образцово-показательного оркестра Войск национальной гвардии РФ, заслуженный артист Республики Башкортостан полковник Азат Шахмухаметов. Режиссер-постановщик — Ляйсан Сафаргулова, для нее это дебютная работа. Художник-постановщик — заслуженный артист Башкортостана Иван Складчиков.
— Наша задача — не испортить произведение двух гениев — Пушкина и Чайковского, — говорит Ляйсан Сафаргулова. — Поэтому какого-то радикального прочтения этой оперы ожидать не стоит. Зрители увидят живые взаимоотношения и чувства, которые существуют вне времени и не зависят от исторического контекста.
— Конечно, первое знакомство с Татьяной у меня, как и у большинства, произошло в школе. Потом я перечитывала роман, и с возрастом восприятие, естественно, менялось. Я играю девушку на выданье, которая уже немного запоздала с замужеством. Она очень любит читать романы, сонники. Я вижу в героине девушку, которая живет в своем фантазийном мире, она своего рода «лишний человек». А наш режиссер видит эту героиню немного по-другому, поэтому, наверное, в спектакле будут какие-то интересные, не ожидаемые от этого персонажа чувства и действия, — говорит исполнительница роли Татьяны Олеся Мезенцева.
Как всегда, зритель с интересом ждет возможности окунуться в другую эпоху, которую ювелирно воссоздает Иван Складчиков. Он рассказал, что костюмы героев будут не из пушкинского времени, а ближе к эпохе Чайковского, который написал оперу в 1877 году.
— Поэтому мы ушли от ампирных платьев, которые были задуманы изначально, и пришли к платьям 1850-х годов, времени кринолинов. А заканчивается наша история в 70-х годах, в эпоху турнюров. То есть на сцене мода меняется в зависимости от времени, — говорит Иван Складчиков.
Исторические костюмы не только поддерживают действие визуально, но и, по словам художника, влияют на актерскую игру.
— Люди в таких костюмах двигаются совсем по-другому. В жестких корсетах невозможно сидеть сутулясь, с круглой спиной, как современные женщины, нужно сидеть красиво, на кончике стула, держа осанку. В таком платье женщина не сможет развалиться в кресле, она будет сидеть с прямой спиной. Это, конечно, влияет на актеров, и зрители видят, как на сцене оживают люди со старинных портретов, которые по-другому двигаются, по-другому живут.
Хореограф-постановщик «Евгения Онегина» — актриса, балетмейстер и педагог Рамуне Ходоркайте, художник по свету — заслуженный работник культуры России Ирина Вторникова, неоднократно номинированная на премию «Золотая маска». Хормейстер-постановщик — заслуженный артист РБ Александр Алексеев.