Все новости
Культура
15 Мая 2022, 15:15

Имя твоё — птица в руке

Уфимские краеведы работают над созданием Цветаевского культурного центра

Нина КАРЮК  Гюльнара Иксанова читает стихи любимого поэта.
Гюльнара Иксанова читает стихи любимого поэта.Фото:Нина КАРЮК

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами...

Проникающие в душу, простые и гениальные строки. В этом году отмечается 130 лет со дня рождения великого российского поэта, прозаика и переводчика Марины Ивановны Цветаевой. Цветаеву связывает с Башкирией не только народная любовь, но и личная история: летом 1911 года она вместе с будущим мужем Сергеем Эфроном побывала в селе Усень-Ивановское Белебеевского района, где провела один из ярких периодов своей юности, назвав это лето «лучшим из ее взрослых лет». Известны ее стихи и воспоминания о пребывании в Усень-Ивановском, где в 1993 году в здании лесничества был открыт литературно-художественный музей М. Цветаевой. Но сейчас музейная комната находится в сельском Доме культуры, и, конечно (хотя сюда ежегодно и приезжают тысячи туристов), в крохотном музее масштабной личности великого поэта тесно. Поэтому краеведы Уфы и республики ведут большую работу по созданию Цветаевского культурного центра.

Об этом рассказывают председатель Уфимского городского отделения Союза краеведов России, руководитель Цветаевского центра в Уфе, журналист Гюльнара Иксанова и историк и журналист Алексей Ладейников.

Пространство поэта — бренд для столицы

— Уже многие годы я увлеченно занимаюсь изучением жизни и творчества Марины и Анастасии Цветаевых и просветительской деятельностью по увековечиванию их литературного наследия, — говорит Гюльнара Иксанова. — Я организую и провожу музыкально-поэтические вечера, лектории, посвященные им, Цветаевские чтения в Уфе, участвую в международных Цветаевских чтениях в Москве и Елабуге, Цветаевских кострах в Усень-Ивановском.

Подружилась с цветаевскими музеями в Москве, Елабуге, Феодосии. Активно сотрудничаю с Павлодарским славянским центром и музеем Анастасии Цветаевой.

Установлена связь с племянницей Анастасии Ивановны Цветаевой — Ольгой Трухачевой.

В Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Усень-Ивановском и других городах республики есть активные цветаеведы, литературоведы, готовые развивать цветаевское движение. Мы проводим исследования творчества поэта, собираем материалы, книги о ней, организуем экскурсии в музей Марины Цветаевой в село Усень-Ивановское и Елабугу. Сейчас по приглашению Елабужского государственного музея-заповедника я готовлюсь к участию в десятых Международных Цветаевских чтениях.

В Уфе мы проводим большую работу по созданию Цветаевского культурного центра, который объединит сотни и даже тысячи приверженцев творчества Марины и Анастасии Цветаевых. Со временем это будет не просто культурная площадка или пространство для проведения Цветаевских чтений, музыкально-поэтических вечеров, научных конференций, но и музей Марины и Анастасии Цветаевых и даже памятник этим выдающимся женщинам.

Я убеждена, что Цветаевский культурный центр станет еще одним привлекательным брендом по созданию имиджа Уфы как культурной столицы и привлечению в наш город большого потока туристов.

Наследство для потомков

— Марина Цветаева никогда не писала об Уфе, наверное, просто не судьба. Но если бы судьба сложилась иначе, мы могли бы читать ее стихи об Агидели и зеленых просторах, открывающихся взору с прибельских меловых круч, — думаю, наша Уфа могла бы поразить ее романтическую натуру не меньше, чем Москва или Крым, — считает журналист Алексей Ладейников. — Но главное, у нас, уфимцев, было бы тогда больше поводов считать Марину Цветаеву почти родной — как Федора Шаляпина, Рудольфа Нуреева и Сергея Довлатова. И был бы тогда в Уфе памятник поэту, не менее красивый, чем в той же Елабуге (хотя вышеперечисленные деятели нашей культуры тоже пока не все, к сожалению, удостоились памятников).

То, что Цветаева не писала об Уфе, не может помешать ей, уже обретшей бессмертие, обосноваться в душах уфимцев. Тем более что у нас есть люди, готовые этому способствовать, — краеведы. Сообщество благородных людей, которых называли ревнителями старины и которые теперь являются настоящим кошмаром для нашего строительного бизнеса. Уже много лет они регулярно проводят мероприятия в здании бывшего краеведческого музея (известном как Дом Чижова) на улице Октябрьской Революции, 10. Это люди разных профессий и возрастов, но их объединяет стремление к тому, чтобы Уфа была не просто скопищем многоэтажных спальных скворечников, которые одинаковы в любой части планеты, а городом-красавцем, со своим, присущим только ему лицом. Городом, в котором хочется прожить всю жизнь и оставить его в наследство своим детям. А ведь мы хотим для детей только самого лучшего. Поэтому и культурному центру Цветаевой в Уфе — быть!

Сквозь душу и сердце

«Сквозь душу и сердце» — так назвала свой творческий вечер в Доме Чижова Гюльнара Иксанова.

— Лидер движения наших краеведов без помпы, но красиво, с музыкой и, главное, с поэтической композицией, посвященной Марине Цветаевой, отметила свой юбилей, — рассказывает Алексей Ладейников. — Гюльнара Цветаеву обожает. Но поклонников творчества Цветаевой, как говорится, множество множеств, а действительно знают поэта немногие. А Гюльнара знает, любит ее стихи, и не только. Можно ездить на конференции, посещать Цветаевские костры в Усень-Ивановском, но можно еще и бороться за создание Цветаевского культурного центра не где-нибудь, а прямо в родном городе и талантливо, умело и горячо пропагандировать среди масс творчество великого мастера слова. Ведь в человеческой жизни, согласно Цветаевой, три составляющих — тело, душа и слово. Поэт владеет словом, а потому он самый совершенный человек. Спорная теория, но красивая: есть в ней, если вдуматься, частичка истины. Ведь поэт способен «глаголом жечь сердца людей...» и увлекать за собой миллионы. Думается, если в Уфе появится памятник великой Цветаевой, то он явно не будет лишним в ряду посвященных ей монументов. Она достойна и большего.

Любишь стихи — умей их читать! И Гюльнаре удалось поразить гостей, пришедших на ее праздник. Цветаева различала три периода любви — предчувствие, действие и воспоминание. И все они были отмечены Гюльнарой: она вдохновенно читала и то «предчувствие», с которого начиналась литературная карьера Цветаевой, когда она сравнивала свои сочинения с вином, истинная ценность которого познается только с течением времени, и те строки-«воспоминания», что были написаны ею в предчувствии жизненного заката — «Не умереть хочу… А умирать...».

Мы словно заглянули в личный дневник Марины Цветаевой, в который поэт могла бы записывать своими четкими, как ее любимые янтарные бусы, строчками все самое душевное и трепетное. Чтение Гюльнарой стихов было таким же. Когда она читает эти стихи, кажется, что за окнами с задернутыми шторами не XXI век «рвет нервы», а горит пламя века XX, и не современный мегаполис скрыт за толстыми стенами, а тихая пыльная улочка провинциального городка, в котором страдает и творит Поэт от Бога. Марина и Гюльнара друг друга, что называется, нашли...

из открытых источников Творчество Марины Цветаевой продолжает вдохновлять читателей разных поколений.
Творчество Марины Цветаевой продолжает вдохновлять читателей разных поколений.Фото:из открытых источников
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: