Звезда советского кино, заслуженный артист РСФСР, первый вице-президент Гильдии актеров кино России Борис Токарев побывал в Уфе.
Актер, сыгравший главную роль в известной киноэпопее «Два капитана», приехал в нашу столицу, чтобы принять участие в мероприятиях, посвященных 120-летию со дня рождения полярного штурмана Валерия Альбанова.
Наш земляк Альбанов стал прототипом одного из героев романа Вениамина Каверина «Два капитана» — штурмана Ивана Климова.
Борис Токарев провел в Уфе творческие встречи, на которые пришли зрители старшего поколения — те, для кого его Санька Григорьев был кумиром и путеводной звездой, а также студенты института искусств и школьники, которые знают о фильме и книге только понаслышке. Именно с ними, с молодежью, как признался Борис Токарев, он любит общаться больше всего.
— Я очень люблю встречаться со зрителем. И в отличие от многих коллег-актеров, которые выступают с концертными номерами, поют, читают стихи, мне хочется со зрителем разговаривать, — говорит артист. — Мне крайне интересно, что думаете именно вы, я люблю диалог, он очень важен, особенно сегодня.
Ко времени съемок фильма «Два капитана» мы были хорошо знакомы с его режиссером Евгением Кареловым, я снялся в его фильме «Высокое звание». Кандидатов на роль Саньки Григорьева было много, и я был счастлив, что утвердили именно меня, потому что многое в этой роли было мне близко. Например, присущее Саньке обостренное, может быть, даже болезненное чувство справедливости. Когда я вижу несправедливость, могу терпеть какое-то время, но потом все бурно прорывается. В Саньке Григорьеве было то же самое, он взрывной человек, очень темпераментный, искренний.
Другое немаловажное обстоятельство: я тоже люблю путешествовать, открывать новые города, страны. Легче сказать, где я не был, чем перечислить места, где был. Эти страны, люди — моя личная драгоценная коллекция. Невероятно интересная. В связи с пандемией и другими обстоятельствами третий год никуда не двигаюсь! К счастью, удалось приехать к вам. И эта поездка — тоже открытие для меня. Открытие новых интересных людей, в частности, главы республики — очень энергичный, открытый, харизматичный человек. Первое впечатление редко обманывает, а он показался мне человеком, который не только говорит, но и делает. Он мне рассказывал про свои задумки и проекты, и такой любви к городу, к людям я, если честно, не встречал (обычно руководители очень сдержанные люди, я бы сказал, бронзовые, к их «подножию» хочется возложить цветы). Это сильный человек, а в наше время и в нашей стране надо быть сильным. Власть должна быть сильной. Она не должна валяться на улице, так, чтобы ее мог подобрать любой.
Мы живем во времена, когда нужно быть очень собранным и внимательным к себе, к тому, что ты делаешь и кем хочешь быть. Этот выбор очень важен. Я это всегда молодым говорю. И советую почитать «Два капитана». Причем не электронную версию, а бумажную книгу, потому что книга — это что-то живое, это какое-то существо.
Почему роман «Два капитана» уникален и любим многими поколениями? Потому что в нем есть мечта, а человек не может жить без мечты. Она должна быть обязательно, только вопрос, какого она масштаба: разные масштабы определяют разные направления жизни. Вторая немаловажная вещь, которая есть в этой книге, — справедливость. Санька Григорьев восстановил справедливость, и все встало на свои места! И еще одна вечная великолепная история в этой книге — история любви.
С 1995 года Борис Токарев руководит кинокомпанией «Дебют», которая была создана в 1977 году для продвижения начинающих режиссеров. Сам Токарев снял здесь свою первую режиссерскую работу в 1979-м и, когда в 90-е «Мосфильм» решил студию закрыть, взялся ее спасти.
— Эта студия была уникальным явлением. Куда бы мы ни приезжали, нам говорили, что подобных студий, где молодые могут делать свои фильмы под крылом государства, больше нет. Недаром в советское время был тезис о том, что для нас важнейшим из искусств является кино. И он выполнялся, потому что это идеология, направление, куда мы идем, — говорит Токарев. — Почему мы любим советское кино? Потому что оно обращено к человеку прежде всего. Да, могут быть «Звездные войны», «Вторжение», кино и должно быть разным. Но генеральная линия искусства все-таки — это человек. Все, что связано с самыми большими открытиями в искусстве, связано с человеком. Ведь каждый из нас — это вселенная, и открывать здесь можно бесконечно много. Сколько людей на свете, столько и историй, о которых можно снимать кино.
Я уже 27 лет руковожу этой студией. Сейчас мы делаем документальные проекты. Я разочаровался в игровом кино, потому что до зрителя оно доходит с большим трудом. Самый короткий для него путь к зрителю сегодня — интернет-платформа, и там действительно можно найти много замечательных сериалов. Но все-таки, с моей точки зрения, кино нужно смотреть на большом экране, а не на экране компьютера — это совсем другие впечатления!
И лучше, конечно, смотреть кино на платформах, а не ту жвачку, которую нам предлагают на телевидении, когда, переключив канал, как будто снова попадаешь на предыдущий. К сожалению, телевидение стало фоном жизни для людей очень преклонного возраста или домохозяек.
Один из документальных проектов, который особенно дорог Борису Токареву, — фильм о Евгении Карелове, режиссере киноэпопеи «Два капитана», которого актер считает недооцененным современниками:
— Я долго думал над этой картиной, на размышления мне понадобилось 45 лет. После «Двух капитанов» мы с Кареловым и актером Евгением Матвеевым поехали в Пицунду, в Дом творчества кинематографистов, чтобы отдохнуть и поработать над сценарием нового фильма, который должен был стать продолжением «Высокого звания», где снимались я и Матвеев. В эту трагическую поездку Евгений Карелов ушел из жизни, сердце не выдержало, мне самому пришлось доставать его из моря... Сегодня я намного старше него и, может быть, намного больше знаю, но он для меня навсегда остался режиссером, который создал, с моей точки зрения, удивительные фильмы.
Чем больше я занимался его биографией, тем больше понимал, что Женя был уникальный режиссер, абсолютно не оцененный ни критикой, ни коллегами. Его считали середнячком, снимавшим неплохие фильмы, не более. Когда я начал делать документальный фильм о нем, выстроил все его фильмы в одну цепочку и увидел, насколько они потрясающие. «Нахаленок» по рассказу Шолохова, где ребенок удивительно искренне и точно работает в роли, а это заслуга режиссера, который ведет актера так, чтобы ему было легко идти по этой дороге. «Дети Дон Кихота» — фильм о враче роддома, который забирает к себе отказников, с Папановым в главной роли. Потрясающая картина по своему внутреннему состоянию, по иронии, взаимоотношениям геров. То, что мы называем атмосферой, это ведь создает режиссер! «Семь стариков и одна девушка» — картина-новация.
И, наконец, великое, с моей точки зрения, произведение «Служили два товарища». Помните знаменитое: «Вот пуля просвистела, и ага»? Там совершенно гениальная работа Ролана Быкова, Олега Янковского, и есть эпизод с самим Кареловым, который играет казака с подбитым глазом. Сценарий написали два режиссера-вгиковца, которые были осуждены за покушение на Сталина и вместе отбывали срок. Поэтому коллеги часто называли этот фильм «Сидели два товарища». Может быть, впервые в советском кино была показана трагедия и красных, и белых. А трагедия самого режиссера была в том, что в фильме играл Высоцкий, и из-за этого отношение к Карелову властей было сложным. Картину не пустили ни на один зарубежный фестиваль, где она наверняка собрала бы все награды. Она не была оценена и на советских фестивалях. Женя очень хотел снимать Высоцкого и в главной роли в фильме «Высокое звание», но ему запретили и назначили на роль Евгения Матвеева, который, при всем уважении, был староват для нее. Для режиссера это тоже было трагедией, потому что это резко меняло его концепцию, ощущение мира, возможности. Когда я читал протоколы заседаний худсоветов, узнал, сколько обидного было сказано в его адрес. А режиссерская, да и актерская, профессии — это ведь мощное самолюбие... Все это надломило Карелова, и у него начались большие проблемы с алкоголем. Но вместе с тем он нашел в себе силы и начал снимать «Два капитана». Обо всем этом я рассказал в своем фильме, не мог не рассказать.
Успешный молодой актер много ездил за границу с военными картинами, в которых снимался. Уважаемых режиссеров, стариков, отправляли в Европу, а молодежь — в Африку, так что Токарев изъездил Африку вдоль и поперек.
— Я бы и сейчас, во времена туризма, не смог побывать в таких местах, — говорит актер. — Это была фантастика: я увидел моря, города, черный вулканический песок на острове Фернандо-По. Оказалось, что мир так велик, так многообразен!
Поэтому, когда нам говорят, мол, вот Европа — да черт с ней, пусть она живет как хочет, только нас не трогает. Мир огромен и очень интересен!
У нас было несколько поэтов-пророков, которые не просто писали стихи — они транслировали нам то, что приходило им откуда-то сверху. И помните, что писал Блок?
... Да, скифы — мы!
Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас — века,
для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух
враждебных рас
Монголов и Европы!
То есть мы — это Азия. И я считаю, это наш путь. Азия меня всегда интересовала: я занимался Китаем, Японией, снял как режиссер большую картину из восьми серий «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды». Когда я стал проникать все глубже в мусульманский мир, то был потрясен глубиной открытий: оказалось, к нам все пришло с Востока. Например, мы знаем Омара Хайяма по его рубаи, и мало кто знает, что он с помощью обыкновенных приборов создал лунный мусульманский календарь с минимальными погрешностями.
Снимали мы этот фильм в Иране. Когда я придумал себе это путешествие, мне сказали: ты сумасшедший, страна под санкциями, там законы шариата. Но я хотел увидеть могилу Омара Хайяма и стал, наверное, первым обычным человеком — не дипломатом, которому иранский посол сделал многократную визу.
Сегодня режиссер занимается грандиозным проектом «Соль земли», в котором рассказывает истории людей, создававших Россию.
— Мы решили, что займемся людьми, которые малоизвестны или совсем неизвестны, но которые создавали не только заводы и фабрики, но и театры, университеты, больницы. Нам долгие годы внушали, что купцы — это кровопийцы, которые угнетали народ. Однако выясняется, что, куда ни посмотри, все построено купцами, взять хотя бы московский «Склиф». Оказывается, эти практичные люди помимо собственного материального благосостояния создавали вокруг себя духовную, культурную среду. Они не ехали за ней за границу, а делали это на родине. Потому что были патриотами, потому что верили, что деньги им «сверху дадены» и Бог с них спросит потом, правильно ли они ими распорядились. Я все-таки вырос в советской идеологии, и для меня эти истории были открытием.
Сейчас мы начали снимать фильм о Гавриле Солодовникове, создателе Московского пассажа. Он был посмешищем для москвичей: ходил в засаленном зипуне, все время прибеднялся, был участником громкого семейного скандала. При этом он придумал Пассаж, собрав купеческие лавки в одном красивом здании на Кузнецком Мосту. Люди ходили туда гулять и что-то покупали. А после его смерти выяснилось, что Солодовников оставил 20 миллионов золотом на благотворительность.
Благодаря ему было построено множество женских учебных заведений, дома для рабочих, которые до сих пор стоят в Москве.
Интересная личность — Агриппина Абрикосова, жена кондитерского короля, которая родила 22 ребенка. Абрикосовы, создавшие высшее техническое училище, продавали засахаренные фрукты. Втайне от конкурентов они посадили сады в Крыму и делали фруктовые конфеты в жестяных коробочках, которые расписывали выдающиеся художники того времени. Коробочки потом становились деталью интерьера.
Мы снимаем эти фильмы, чтобы молодежь знала, что такое Отечество.
Коротко
- Борис Васильевич Токарев — актер, режиссер, сценарист, продюсер. 87 работ в 74 кинопроектах.
- Родился в селе Киселево Калужской области. Пошел в школу в Москве.
- В 12 лет дебютировал в кино, сыграв Виктора в фильме «Спасенное поколение». После этого, в 13 лет, был приглашен в Театр имени Пушкина для участия в спектакле «Столпы общества». Так он стал актером большой сцены, продолжая учиться в школе. До окончания школы снялся еще в нескольких кинофильмах.
- Будучи студентом ВГИКа, Токарев снялся еще в нескольких фильмах.
- На съемках фильма «Где ты теперь, Максим?» пятнадцатилетний Токарев познакомился с актрисой Людмилой Гладунко. Они поженились в 1969 году. Их сын Степан — выпускник МГИМО.
Блиц-интервью
— У юного Сани Григорьева была мечта добиться справедливости и стать капитаном. А о чем мечтал Борис Токарев в этом возрасте?
— Мой папа был военным, и я мечтал стать моряком. Я уже поступил было в Нахимовское училище, но позвали в кино. И это была настолько яркая и насыщенная жизнь, что ничего другого мне уже не хотелось. В кино я мог проживать самые разные судьбы и чувствовать себя абсолютно свободным. Кино демократично. Мальчишкой я работал в театре, но театр меня совсем не привлек, хотя я даже ездил на гастроли. Я увидел эту жизнь изнутри, и у меня сложилось ощущение театра как организма, который все время подвержен каким-то испытаниям и сложностям. И я не захотел в этом жить, хотя и обожаю ходить на спектакли.
Зато мне удалось прожить жизни артиллериста в «Горячем снеге», пограничника в «А зори здесь тихие», летчика. В картине «Морской характер» я играл капитана первого ранга. Кстати, командовал крейсером «Москва», который недавно погиб. Для меня это в определенном смысле личная трагедия.
— Были моменты, когда хотелось уйти из кино?
— Было такое, но, к счастью, я этого не сделал. Был интересный случай. В 90-е годы, когда никто ничего не снимал и киностудия была похожа на барахолку, я нашел возможность поработать с японскими телевизионщиками, которым нужен был местный помощник, чтобы снять документальный фильм «Подводные лодки мира». Тогда было все засекречено, но я как-то смог договориться, и мы с японцами поехали в Североморск. Когда за нами прислали военный автобус, чтобы отвезти на базу подводных лодок, японцы были очень напуганы — они решили, что их везут в ГУЛАГ. База находилась в скалах, лодки — в штольнях, уходивших в гору. Всю дорогу японцы тряслись от страха. И когда увидели бухту, где стояли эти четыре громадины, представители этой невозмутимой нации стали орать и хохотать, как дети, потому что только в этот момент они поверили, что ГУЛАГ им не грозит.
— Вы были кумиром целого поколения советских девочек и женщин. Каково это?
— Да, это была невероятная популярность. Девчонки узнавали мой адрес и ждали на лестничной площадке допоздна, ночевали там. Жена Людмила, конечно, волновалась. Запомнилась одна история. Тогда девчонки писали мешки писем на киностудию, подписывая просто — Сане Григорьеву. И вот одна девочка написала письмо на студию о том, что у нас с ней семья, дети. Потом она явилась собственной персоной, и дело кончилось тем, что она стала жить у меня на лестничной площадке. Потом ее забрала бабушка, которая объяснила, что она нездорова и просто взяла меня в свой бред. И такое бывает, когда дело касается эмоций.
— Когда снимался фильм «Два капитана», вам было уже 30, а вы играли 14-летнего подростка!
— Вы знаете, я даже об этом не думал. Я не пытался играть героя моложе себя. Для меня был важен его неугомонный характер. Я даже сейчас, в 75, чувствую себя мальчишкой, потому что мне интересно новое. Я всегда готов куда-то двигаться. Хотя мне уже очень часто жена говорит: ну куда ты опять летишь, едешь!
— А о чем вы мечтаете сейчас и что помогает вам оставаться в такой прекрасной форме?
— Во-первых, мои студенты, с которыми я работаю, снимаю кино, не дают стариться, болеть, я должен все время им соответствовать, и это здорово. Они иной раз бывают очень заковыристые, жесткие. Но мы все-таки находим общий язык, потому что мне крайне интересно, чем живет современное молодое поколение.
Мечтаю успеть закончить программу «Соль земли». В этом проекте десять фильмов, а годков мне уже немало... Я очень серьезно отношусь к этой работе.
— Какое рубаи Омара Хайяма вы особенно любите?
— Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.