Сиддхартха Гаутама был принцем. Молодым, богатым и счастливым. Ему предстояло унаследовать трон отца, и он жил, не ведая забот и огорчений. Но однажды, впервые покинув дворец, принц встретил больного, старика и покойника и понял, что человеческое тело — и его собственное тоже — источник не только радости, но и боли. Эта мысль не давала ему покоя. Он бросил царство и пустился на поиски пути к избавлению от страданий… Государственный Тувинский театр кукол открыл свои гастроли в Уфе спектаклем «Я — Будда».
Это был тот случай, когда в кукольный театр можно и нужно было идти без детей и получать удовольствие — тувинцы показали, что это очень даже возможно. Во-первых, было интересно услышать трактовку притчи, лежащей в основе философии буддизма, как говорится, из первых уст (Тыва — один из традиционно буддийских регионов России). Во-вторых, оказалось, что взрослые могут наслаждаться кукольным театром, не «впадая в детство» за компанию с ребенком, как это часто бывает на детских спектаклях, а благодаря замечательным режиссерским и художественным решениям. Они с первых же минут погрузили зрителя в мир древней Индии с помощью музыки, пластики и разнообразных кукол, которые казались произведениями искусства. Сцена стерла границы пространства и времени.
Интересно, что сначала спектакль «Я — Будда» был поставлен в драматическом театре Калмыкии. Но когда спектакль привезли в Тыву, у местных кукольников появилось желание осуществить эту постановку в куклах. Разве это возможно?
— Некоторые моменты в куклах осуществить даже проще, и выглядеть это будет зрелищнее, — говорит директор Тувинского театра Саян Монгуш. — Например, у нас есть герой-демон, который может разделиться на несколько частей, и каждая часть будет жить своей жизнью. Один герой может трансформироваться в другого.
В итоге режиссер драматического спектакля Борис Манджиев был приглашен для работы над постановкой в кукольный театр, где в содружестве с режиссером Айдысом Чадамбой, художником- постановщиком из Санкт-Петербурга, трижды лауреатом «Золотой маски» Эмилем Капелюшем и художником по куклам Юрием Сучковым был создан спектакль, который стал визитной карточкой театра.
— При подготовке постановки мы поняли, что спектакль идеально подходит для кукольного театра. Он уникален тем, что декорации к нему собирали по всему миру: гонг привезли из Европы, ткань — из Китая, бамбуковые шесты — из Сочи, — рассказал Саян Монгуш.
По его словам, история о принце, отказавшемся от мирских благ и достигшем просветления, которую рассказывают зрителю со сцены, не имеет расхождений с известной буддийской притчей, это «правильная история».
Помимо спектакля для взрослых и подростков в Уфу привезли спектакль для детей «Иссумбоси» по мотивам японской народной сказки. Это история о жизни японского Мальчика-с-пальчик — маленького человечка с большим сердцем. На пути к счастью Иссумбоси ждут препятствия из-за небольшого роста, но герой благодаря смелости, уверенности в своих силах находит свое счастье и добивается любви сказочной красавицы.
Гастрольная программа завершилась фантазией по мотивам произведения Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Действие в спектакле происходит спустя много лет после известной уже всем истории, когда мальчик, нашедший удивительного зверька, уже вырос и собирается жениться на красавице Амале. Да вот беда: друг детства жениха — веселый мангуст Рикки-Тикки-Тави — совсем не нравится невесте...
Яркие краски, национальный колорит разных стран — это уже половина успеха спектакля, а когда это подается со вкусом, а не просто «кричит» — это безусловный успех. Отсюда и многочисленные награды тувинского театра на фестивалях, и желание продолжить знакомство с его репертуаром. Например, увидеть спектакли с национальным, тувинским колоритом.
Когда говорят о народах Севера, часто всплывает тема шаманизма — одной из религий этого края. И, конечно же, она не может не присутствовать в его культурной среде.
— Я вырос в этой среде, где есть и буддизм, и шаманизм. Моя мама ходит в буддийский храм, а в следующее воскресенье идет к шаману. И, конечно же, эта традиция отражается в наших спектаклях, — говорит директор театра.
Гастроли Тувинского кукольного театра проходили в рамках российского проекта «Большие гастроли». Они стали ответным визитом после гастролей Уфимского государственного театра кукол в Тыву в начале апреля.
Уфимцы показали там одни из лучших своих спектаклей — «Тысяча и одна ночь», «Лиса-сирота» и «Доктор Айболит».
— «Большие гастроли» — это замечательный праздник для всех. Они дают театрам возможность выехать даже в такие отдаленные регионы, что очень затратно. Для актеров это как сыграть премьеру, потому что это новый зритель, новая площадка. А для зрителей — новые впечатления, потому что в каждом театре есть свой язык, манера игры. Все билеты на наши спектакли были сразу распроданы, — говорит директор Башкирского театра кукол Альберт Имамутдинов.
«Большие гастроли» для театров — это еще и обмен опытом. Например, в тувинском коллективе большое внимание уделяют тифлокомментированию спектаклей, когда зрители со слабым зрением получают описание спектакля через голос. А тувинцев заинтересовали беби-спектакли для самых маленьких, которые ставят уфимские кукольники.
Напомним, что в нашем театре кукол началась долгожданная реконструкция. Сейчас спектакли проходят в малом зале Башкирского оперного театра. По словам руководителя театра, стратегия существования на период реконструкции проработана, приобретены автобусы, так что зрители столицы, несмотря ни на что, смогут смотреть кукольные спектакли.