Все новости
Культура
2 Мая 2022, 20:15

«Правильные истории» расскажут куклы

Тувинцы привезли в Уфу Будду и Рикки-Тикки-Тави

Альберт ЗАГИРОВ  Будда просветленный.
Будда просветленный.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Сиддхартха Гаутама был принцем. Молодым, богатым и счастливым. Ему предстояло унаследовать трон отца, и он жил, не ведая забот и огорчений. Но однажды, впервые покинув дворец, принц встретил больного, старика и покойника и понял, что человеческое тело — и его собственное тоже — источник не только радости, но и боли. Эта мысль не давала ему покоя. Он бросил царство и пустился на поиски пути к избавлению от страданий… Государственный Тувинский театр кукол открыл свои гастроли в Уфе спектаклем «Я — Будда».

Это был тот случай, когда в кукольный театр можно и нужно было идти без детей и получать удовольствие — тувинцы показали, что это очень даже возможно. Во-первых, было интересно услышать трактовку притчи, лежащей в основе философии буддизма, как говорится, из первых уст (Тыва — один из традиционно буддийских регионов России). Во-вторых, оказалось, что взрослые могут наслаждаться кукольным театром, не «впадая в детство» за компанию с ребенком, как это часто бывает на детских спектаклях, а благодаря замечательным режиссерским и художественным решениям. Они с первых же минут погрузили зрителя в мир древней Индии с помощью музыки, пластики и разнообразных кукол, которые казались произведениями искусства. Сцена стерла границы пространства и времени.

Интересно, что сначала спектакль «Я — Будда» был поставлен в драматическом театре Калмыкии. Но когда спектакль привезли в Тыву, у местных кукольников появилось желание осуществить эту постановку в куклах. Разве это возможно?

— Некоторые моменты в куклах осуществить даже проще, и выглядеть это будет зрелищнее, — говорит директор Тувинского театра Саян Монгуш. — Например, у нас есть герой-демон, который может разделиться на несколько частей, и каждая часть будет жить своей жизнью. Один герой может трансформироваться в другого.

В итоге режиссер драматического спектакля Борис Манджиев был приглашен для работы над постановкой в кукольный театр, где в содружестве с режиссером Айдысом Чадамбой, художником- постановщиком из Санкт-Петербурга, трижды лауреатом «Золотой маски» Эмилем Капелюшем и художником по куклам Юрием Сучковым был создан спектакль, который стал визитной карточкой театра.

— При подготовке постановки мы поняли, что спектакль идеально подходит для кукольного театра. Он уникален тем, что декорации к нему собирали по всему миру: гонг привезли из Европы, ткань — из Китая, бамбуковые шесты — из Сочи, — рассказал Саян Монгуш.

По его словам, история о принце, отказавшемся от мирских благ и достигшем просветления, которую рассказывают зрителю со сцены, не имеет расхождений с известной буддийской притчей, это «правильная история».

Помимо спектакля для взрослых и подростков в Уфу привезли спектакль для детей «Иссумбоси» по мотивам японской народной сказки. Это история о жизни японского Мальчика-с-пальчик — маленького человечка с большим сердцем. На пути к счастью Иссумбоси ждут препятствия из-за небольшого роста, но герой благодаря смелости, уверенности в своих силах находит свое счастье и добивается любви сказочной красавицы.

Гастрольная программа завершилась фантазией по мотивам произведения Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Действие в спектакле происходит спустя много лет после известной уже всем истории, когда мальчик, нашедший удивительного зверька, уже вырос и собирается жениться на красавице Амале. Да вот беда: друг детства жениха — веселый мангуст Рикки-Тикки-Тави — совсем не нравится невесте...

Яркие краски, национальный колорит разных стран — это уже половина успеха спектакля, а когда это подается со вкусом, а не просто «кричит» — это безусловный успех. Отсюда и многочисленные награды тувинского театра на фестивалях, и желание продолжить знакомство с его репертуаром. Например, увидеть спектакли с национальным, тувинским колоритом.

Когда говорят о народах Севера, часто всплывает тема шаманизма — одной из религий этого края. И, конечно же, она не может не присутствовать в его культурной среде.

— Я вырос в этой среде, где есть и буддизм, и шаманизм. Моя мама ходит в буддийский храм, а в следующее воскресенье идет к шаману. И, конечно же, эта традиция отражается в наших спектаклях, — говорит директор театра.

Гастроли Тувинского кукольного театра проходили в рамках российского проекта «Большие гастроли». Они стали ответным визитом после гастролей Уфимского государственного театра кукол в Тыву в начале апреля.

Уфимцы показали там одни из лучших своих спектаклей — «Тысяча и одна ночь», «Лиса-сирота» и «Доктор Айболит».

— «Большие гастроли» — это замечательный праздник для всех. Они дают театрам возможность выехать даже в такие отдаленные регионы, что очень затратно. Для актеров это как сыграть премьеру, потому что это новый зритель, новая площадка. А для зрителей — новые впечатления, потому что в каждом театре есть свой язык, манера игры. Все билеты на наши спектакли были сразу распроданы, — говорит директор Башкирского театра кукол Альберт Имамутдинов.

«Большие гастроли» для театров — это еще и обмен опытом. Например, в тувинском коллективе большое внимание уделяют тифлокомментированию спектаклей, когда зрители со слабым зрением получают описание спектакля через голос. А тувинцев заинтересовали беби-спектакли для самых маленьких, которые ставят уфимские кукольники.

Напомним, что в нашем театре кукол началась долгожданная реконструкция. Сейчас спектакли проходят в малом зале Башкирского оперного театра. По словам руководителя театра, стратегия существования на период реконструкции проработана, приобретены автобусы, так что зрители столицы, несмотря ни на что, смогут смотреть кукольные спектакли.

Альберт ЗАГИРОВ  Куклы как произведения искусства.
Куклы как произведения искусства.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: