Получая звание «народный», Бирский театр юного зрителя «Бригантина» представил спектакль по пьесе Михаила Лермонтова. Это целое событие, к которому самодеятельная труппа шла два года. За это время сменились четыре Нины, два Арбенина и три баронессы. Зрителям обещали «беспощадную правду о жестоком мире, где нравственность ходит по острию ножа».
Режиссер Евгений Сидоркин понимал ответственность, замахнувшись на произведение Лермонтова.
— «Бригантина» ставит спектакли в основном для школьников, чтобы они ярче воспринимали классику, — говорит Евгений Сидоркин. — Наш театр — театр актерской импровизации. Я всегда иду от человека, исполняющего роль: добавляю то, чего не хватает, убираю лишнее. Все остальное актеры делают сами.
Зрителю же скучать не пришлось. Кавалеры во фраках, костюмах с эполетами и дамы в бальных платьях кружились в вальсе.
Роль баронессы доверили студентке Бирского филиала БашГУ Анне Ополоченовой. На театральную сцену она шагнула из КВН.
— Я намного младше своей героини, — рассказывает Аня. — Ей 35, она вдова. Мне только 22. Перевоплощалась, набиралась опыта у знаменитых российских актеров. Пересмотрела много спектаклей. Один из них — с Клюевым.
А вот еще один ключевой персонаж «Маскарада» — Нина Павловна Арбенина. Жена главного героя рассказывает супругу о потере браслета. Возникают недопонимание, недоверие. По ходу сюжета характер героини меняется: из слабой она превращается в сильную и гордую женщину.
Образ Нины, прекрасного и нежного создания, воплотила на сцене Эльвира Мардамшина. В актерский состав она попала лишь в ноябре прошлого года.
— Готовились к премьере, много репетировали, но мне никак не удавалось достоверно «умереть» на сцене. Что испытывает человек, осознав неизбежное? — делится впечатлениями Эльвира. — Ведь по сценарию пьесы Нину Арбенину отравил супруг. Мне приснилась преподаватель актерского мастерства Ирина Евгеньевна, которой уже нет в живых. После этого сна я вспомнила, как однажды сама отравилась грибами и испытывала похожие симптомы. Только тогда получилось сыграть правдоподобно.
…Финал спектакля. Маски сняты. Арбенин остается один на один со своими мыслями и чувством неизгладимой вины. «Черти» исполняют сумасшедший танец и уводят мужчину в страну безумия... «Маскарад» окончен.
А у режиссера Евгения Сидоркина готов сценарий новой постановки.
КСТАТИ
Сюжетные метаморфозы пьесы Михаила Лермонтова, дебютировавшего в сочинении драматического жанра, царской цензурой были сочтены неслыханно дерзкими и оскорбительными. Надежды юного поэта поставить пьесу на сцене Петербургского Императорского театра немедля были порушены. Цензору не понравилось, что порок в пьесе не наказан, а мнение главного героя о костюмированных балах в доме богача В. Энгельгардта, вроде:
Весь этот пестрый сброд — весь этот маскерад Еще в уме моем кружится, — было сочтено святотатственным: балы посещали и царствующие особы.
Лермонтов переделывал драму, вновь представлял ее в Третье отделение. Тщетно! Поединок поэта с цензорами напоминал дуэль на шпагах: выпад — отражение — ложный выпад — шаг в сторону… Увы, до гибели поэта пьеса так и не была разрешена к постановке.
г. Бирск.