История России, неоднократно уточненная и переписанная, все-таки имеет еще белые пятна. Не претендуя на полное их искоренение, вспомним все же некоторые события. Не столь уж, кстати, отдаленные, по меркам ученых-историков.
На закамских просторах веками жили удмурты. Умелые звероловы и плотогоны, землепашцы и скотоводы, они никому не угрожали и ни у кого ничего не просили. Но грозный царь имел свои виды на эти земли, на этот народ. Верные языческим традициям прадедов, теснимые рядами стрельцов, вынуждены были удмурты искать спасения вдали от своей земли. Как это было и с другими народами, таким спасением стала для них Башкирия. Царские войска не очень-то решались идти туда, за Каму, где столкновения с местным людом, да еще поддержанным переселенцами, не сулили ничего хорошего.
А земли в Башкирии хватало на всех. Удмурты встали на ней крепко, основательно. Бортничество, разведение скота, лесозаготовки стали основными видами их деятельности. Умелые столяры да плотники, они были нарасхват, а женщины знали толк в лечебных травах, исцеляли недуги и приходили на помощь по первому зову. Вскоре это не просто признали — их приняли, стали считать своими.
— Всего в республике живет сегодня около 22 тысяч наших земляков, — говорит председатель Удмуртского общественно-культурного центра Янаульского района Юрис Саитов. — Из них около семи тысяч обосновались у нас, на янаульской земле.
И многие стали ее гордостью. Всех не перечислить. Но, к примеру, Михаил Николаев участвовал во взятии Рейхстага, вернулся с войны весь увешанный орденами. Немало сердец покорила певица Людмила Ахтариева, по учебникам лингвиста Рифа Насибуллина и сегодня изучают удмуртский язык. В одном ряду с ними — целая плеяда героев труда: Сагитьян Исламов, Владимир Камиуллин, Елизавета Адикаева...
Сам наш собеседник тоже достоин добрых слов. Учитель физики и математики, заслуженный работник образования Башкирии, всю жизнь посвятил он своим ученикам.
— В молодые годы служил я в Ужгороде, на Западной Украине, — рассказывает он. — Знаете, что скажу? Жили они гораздо комфортнее нас. Во-первых, сама земля — сплошной чернозем, палку воткни — завтра дерево вырастет. Во-вторых, я, когда приехал туда из Янаула, впервые увидел, что такое газ. У нас-то его не было!
Сегодня почетный гражданин Янаульского района своей жизненной позиции не изменяет. Увлеченный фотолюбитель, прекрасный лыжник, в минуты отдыха смотрит он, кроме новост-ных выпусков, каналы «Победа» и «Звезда». И — без фанатизма — настоящий патриот своего края.
Народ этот не только трудолюбив. Если доводилось вам бывать в удмуртских деревнях, наверняка не мог не броситься в глаза особый порядок в их селениях. Здесь очень чисто и аккуратно. Нет, скажем, поленниц дров возле дома — все уложено в сараи. Рядом с домом — разве что палисадник да скамеечка для уставшего путника. Которому непременно вынесут кружку молока, блюдечко с медом, пару-тройку блинов, извинившись, что уже остыли.
Но особенно повезет тем, кто попадет на большой удмуртский праздник. Например, Быдзынал, совпадающий с Пасхой. Или Вой (Масленица). Незабываемые впечатления вам гарантированы. Дело не в том, о чем подумали многие: сейчас будут сжигать Зиму из соломы. Нет, сгорит она за минуту-другую. Но вот перед этим и после этого... Народные (именно народные, а не внесенные в список администрацией) игры, где показать удаль и стать — дело чести. Здесь надо заметить:
удмурты по натуре народ мирный, потому и забавы у них тоже незлобивые. Например, главными на праздниках считаются такие затеи, как перепиливание полена на скорость. Или перетягивание каната. Вот уж где идет борьба! Двор на двор, улица на улицу, школа на школу! Зато если победил, перетащил соперника на свою сторону — будешь как кум королю ходить! И, вполне возможно, обратит на тебя внимание первая красавица деревни, дальше всех метнувшая валенок. И пригласит тебя встать с ней под руку в девичий хоровод.
О янаульских удмуртах можно долго рассказывать. Вот, к примеру, любите вы колбасу. Любите-любите, кто ж не любит, если она действительно колбаса, а не фарш с бумагой. Тогда должны знать, что есть в Куеде Пермского края мясокомбинат. А мясо для него производят здесь, в Янаульском районе, в удмуртском селе с громогласным названием Барабановка. Что позволяет селу жить безбедно, зажиточно даже по сравнению с соседями. А сов-сем неподалеку раскинулась деревня Сандугач — Соловей в переводе. Что ж, красиво жить не запретишь.
На прощание хозяева пригласили за щедрый удмуртский стол. Угощали по традиции жуком, шидом, воем, чечы. Не подумайте чего лишнего: кашей, супом, маслом и медом. С полным соблюдением традиций Великого поста. Ведь совсем скоро — Быдзынал, удмуртская Пасха!
Янаульский район.