Все новости
Культура
23 Марта 2022, 20:15

Ты — Запад, я — Восток

В столице завершились Нуреевские сезоны

Александр Данилов  Министр культуры РБ Амина Шафикова с Лизой Сотилис.
Министр культуры РБ Амина Шафикова с Лизой Сотилис.Фото:Александр Данилов

В этом году традиционный уфимский фестиваль, посвященный нашему земляку легендарному артисту и хореографу Рудольфу Нурееву, проходил в необычном формате Международного культурного марафона по трем городам (Москва, Уфа, Казань), тесно связанным с жизнью артиста. Одним из главных событий фестиваля стала встреча с близкой подругой Рудольфа Нуреева Лизой Сотилис. Именитый дизайнер украшений, скульптор, гречанка, живущая в Италии, дружившая с Сальвадором Дали и Пикассо, приехала в Уфу, чтобы наконец-то познакомиться с городом, о котором ей так много рассказывал Нуреев.

Этот визит состоялся благодаря проекту, который стартовал в Москве четыре года назад, когда культурный мир отмечал 75-летие Рудольфа Нуреева. Не имея большого финансирования, в течение нескольких лет проект проходил только в Москве, где на культурных площадках проводились кинопоказы уникальных фильмов о Нурееве и выступления мастеров сцены. В 2018 году фестиваль удалось провести в Российском культурном центре в Париже. Как рассказала руководитель проекта генеральный продюсер кинокомпании «Свой почерк» Альфия Чеботарева, он должен был впервые состояться в Уфе в 2020 году и в нем собирались принять участие люди, близко знавшие Нуреева, его партнеры по сцене, но помешала пандемия. Сейчас благодаря финансовой поддержке Фонда содействия гражданскому обществу РБ и Президентского фонда культурных инициатив этот проект осуществили. В 2021 году сумели встретиться с недавно ушедшими Карлой Фраччи и Марио Ланфранки (режиссером фильма «Венеция, карнавал, любовь», в котором Рудольф Нуреев сыграл свою последнюю роль в кино) и отснять материал в Италии и Венгрии.

— Это дорогого стоит, запечатлеть таких людей для истории, — говорит Чеботарева. — К сожалению, в нынешнем году из-за известных обстоятельств на фестиваль не смогли прилететь Лилиана Кози и Анна Мария Прина, которые танцевали с Рудольфом на сценах Европы, и его менеджер Луиджи Пиньотти, который проработал с ним больше 20 лет. Мы с ними очень хорошо общаемся онлайн, и уфимские зрители увидели их видеоприветствия. Но нам повезло, что с выставкой своих ювелирных украшений в Минске была Лиза Сотилис которая смогла к нам присоединиться.

Знаменитый дизайнер, владеющая пятью языками, приветствовала гостей фестиваля на итальянском, английском, а, когда переполняли эмоции, на родном греческом.

— С Руди нас связывают десять лет очень тесной дружбы. Я очень счастлива быть в Уфе, и меня переполняют эмоции. Давно мечтала сюда приехать, вдохнуть этот воздух, потому что Руди часто рассказывал о своем родном городе. Он рассказывал о том, что родился в поезде, но все равно именно Уфа всегда была главным городом в его жизни, он помнил о ней, и я чувствую, что он сейчас с нами. И я знала ваш оперный театр до того, как приехала сюда, по его рассказам. Он постоянно говорил о «его России» и делал это с такой любовью, что заставил меня полюбить эту страну. Поэтому то, что сейчас происходит, — одно из самых волнующих событий в моей жизни, — говорит Лиза Сотилис.

Как вспоминает Лиза, Рудольф Нуреев был невероятным сгустком энергии, проявлял ее не только на сцене, но и в жизни, был страстным. Она называла его на греческий манер — Рудаки, а он ее — Лизаки. Нуреев очень страдал без мамы, и, бывая в гостях у подруги в Греции, очень тепло общался с ее мамой, называл ее мама-хани (сладкая мама).

— Чувствовалось, что у него была потребность иметь семью, теплый дом, и об этом очень волнительно вспоминать, — говорит Лиза.

В России не все знают Рудольфа Нуреева как актера. Сотилис показала главное лондонское издание со статьей о премьере фильма «Валентино», в котором артист сыграл главную роль, и выразила надежду, что программа фестиваля будет расширяться и в нее войдет этот фильм.

Гостья поделилась идеей провести выставку ее дизайнерских украшений в России, возможно, в Уфе.

— У меня есть большая коллекция вещей, которые я специально для Руди привозила из Узбекистана: он очень любил восточные одеяния и ткани. Иногда у меня дома мы развлекались, наряжаясь и надевая мои украшения. Он очень любил носить тюрбан, который я хочу в следующий приезд подарить музею в Уфе. (В Башопере действует единственный в мире музей, посвященный Нурееву). Руди всегда говорил мне: «Я — восточный человек, а ты западный. Но искусство объединяет всех».

Еще одним почетным гостем фестиваля стал коллега Рудольфа Нуреева, друживший с мастером сцены, художественный руководитель Московского государственного академического театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев.

— У каждого творческого человека есть путеводная звезда. У меня она появилась, когда я увидел Рудольфа Нуреева во время его приезда в Москву на конференцию. Эта встреча была таким взрывом для меня, что я пересмотрел свой взгляд на ленинградский академический балет, в который Нуреев с его раздутыми ноздрями и темпераментом просто не вписывался. Мы познакомились на гастролях в Америке. Ему понравилось мое выступление, и он захотел встретиться со мной, — рассказывает артист. — Одна из поклонниц привела меня в студию, где он репетировал. К слову, у него был, наверное, самый высокий показатель по числу выступлений среди балетных артистов. Кто-то делает 20 — 30 выступлений в год, а у него было 200, то есть он выходил на сцену практически каждый день. Но все равно нашел время встретиться и как старший товарищ стал меня курировать. В какую страну я бы ни приезжал, его поклонницы встречали меня и водили по тем местам, в которых бы я сам никогда не побывал.

Он был осужден за то, что сбежал за границу, но он не хотел бежать: готовился к премьере балета «Легенда о любви», покупал материалы для костюмов. Но так сложилось. Один из его костюмов из балета «Пахита» достался мне. И я в нем танцевал, пока его не «свистнули». Наверное, те люди, которые очень любили Нуреева. Поклонники его так обожали, что их даже винить ни в чем нельзя.

Он поддерживал многих молодых танцовщиков из СССР, это было, можно сказать, делом его жизни. Он пропагандировал русский балет и смог поставить его на первое место в мире.

В рамках проекта «Нуреевские сезоны» театральный музей пополнился новыми экспонатами, в том числе рисунками Лизы Сотилис, а также материалами архива известной итальянской писательницы и журналистки Джулианы Гарджуло.

Главными событиями проекта стал показ балетов, в которых блистал Нуреев, и пять дней бесплатных показов коллекции документальных и художественных фильмов о нем. Жемчужиной этого киномарафона стала ретро-премьера итальянского художественного фильма «Венеция, карнавал, любовь» (1982), в котором Рудольф Нуреев сыграл свою последнюю роль в кино вместе с такими звездами, как прима-балерина Италии Карла Фраччи и британский актер Питер Устинов. У ленты уникальная судьба — в нашей стране из-за опалы Нуреева как «невозвращенца» он никогда не демонстрировался, а потом почти на 40 лет был затерян в киноархивах и считался навсегда утраченным. Организаторам Нуреевских сезонов удалось найти, отреставрировать фильм с помощью режиссера Марио Ланфранки и итальянских партнеров и перевести его на русский язык, чтобы, наконец, показать российским зрителям.

По словам куратора проекта «Нуреевские сезоны» заместителя председателя Фонда содружества «Башкортостан — Италия» Гульчачак Ханнановой, у проекта появилось множество друзей в Италии, и у организаторов проекта много планов на следующий год. В этом году зритель увидел только трейлеры новых фильмов с напоминанием о том, что в 2023 году, в год 85-летия Нуреева, их покажут в России и за рубежом.

— В наших планах провести Нуреевские сезоны и в Италии, и в Будапеште, если мир перестанет сходить с ума и поймет тот посыл, который мы хотим донести нашим проектом: у культуры не должно быть границ, — говорит продюсер Альфия Чеботарева.

Александр Данилов  «Венецианский карнавал» в Башопере.
«Венецианский карнавал» в Башопере.Фото:Александр Данилов
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: