Все новости
Культура
19 Декабря 2021, 13:15

Талант на оба дома

Пятьдесят лет назад актёр Валерий Малюшин впервые вышел на уфимскую сцену

архив театра «Ваша сестра и пленница» по пьесе Л. Разумовской
«Ваша сестра и пленница» по пьесе Л. РазумовскойФото:архив театра

Смею надеяться, что уфимские зрители обрадуются новогоднему сюрпризу от Русского академического драмтеатра, где приглашенным артистом, пока в две постановки, стал хорошо знакомый и совершенно не забытый, несмотря на два десятка лет отсутствия, любимец публики Валерий Малюшин, народный артист Башкортостана и заслуженный артист России. Тому, что его помнят, есть по крайней мере две причины. Первая — те знаковые роли, которые он блистательно сыграл в спектаклях, красной строкой вписанные в историю этого творческого коллектива. Назовем хотя бы некоторые из них: шекспировский Гамлет и царь Федор Иоаннович А. Толстого, Мизгирь в «Снегурочке» А. Островского и лорд Босуэл в «Вашей сестре и пленнице» по пьесе Л. Разумовской, Торвальд в «Норе» Ибсена и Масем-бай в «Черном иноходце» Г. Шафикова… Вторая причина — тот след, что им оставлен на сценических площадках Санкт-Петербурга и в популярных телесериалах, которые там снимались, — таких как «Тайны следствия», «Морские дьяволы», «Полицейский участок», «Ментовские войны», «Шеф», «Великолепная пятерка», «Улицы разбитых фонарей», «Приставы»…

Собственно, прошедшее время употреблено только потому, что более чем сто сериальных и киноролей завершены и пополнили фильмографию достаточно популярного артиста. А вообще-то, как и многим востребованным творческим личностям, Валерию Ивановичу придется жить не в одном месте, а там, где он либо играет в театре, то есть в Уфе, либо вызван на съемки, то есть в Питере.

Кстати, бывший Ленинград, а именно, институт театра, музыки и кинематографии, на некоторое время стал вчерашнему выпускнику уфимской школы № 62 вторым домом, а уроки любимого классного руководителя, известного в республике словесника Лидии Ивановны Башинской продолжил замечательный мастер курса, профессор Владислав Станиславович Андрушкевич. Хотя Валерий в этот институт поступил во многом потому, что мечтал сниматься в кино, именно ленинградские театры подсказали, что нет ничего живее контакта со зрителем. Он с большим энтузиазмом вернулся в Уфу артистом Русской драмы и ровно 50 лет тому назад, в ноябре 1971 года, успешно дебютировал ролью студента Джефа в спектакле «Вкус меда», резонанс от аншлагов на который докатился до Москвы.

Приезжали оттуда известные критики, потом появлялись их восторженные отзывы. С удовольствием вспоминаю эту постановку по пьесе Шейлы Дилени, где прекрасно играла тогдашняя прима Вера Локтионова и где было такое точное попадание в образ этакого хиппи при усах и прическе до плеч у молодого актера Валерия Малюшина, чью фамилию явно следовало запомнить. Во всяком случае, в спектакле по пьесе Думбадзе «Не беспокойся, мама» он уже играл солидную роль — Теймураза, и по сюжету это совпало с его собственной службой на границе. Там он не только усердно служил, но и усиленно занимался в самодеятельности, пел и сочинял песни, одну из которых даже исполнил во время своего заслуженного отпуска домой в праздничном концерте к 400-летию Уфы.

А дальше был опять любимый театр, где в 26 лет он надел царскую корону своего ровесника Федора Иоанновича, где с интересом играл чеховских героев — Петю Трофимова в «Вишневом саде» и Астрова в «Дяде Ване», и где его Гамлет получился скорее эмоциональным и горячим человеком действия, нежели рациональным философом над проблемами бытия.

Годы не только отсчитывали возрастные даты, не только накапливали сценический опыт. Мне доводилось писать об актере Валерии Малюшине не раз, а к его 50-летию беседовала о нем с незабвенным художественным руководителем театра Михаилом Рабиновичем. Он отметил, в частности, что за внешним спокойствием, уверенностью и благополучием у Валерия внутри идет совсем непростой процесс, труд души, даже борьба с самим собой, например, с безотказным умением воплощать лирических и романтических героев. Сам артист тоже намекнул тогда на нечто подобное, пошутив: «Я по натуре ближе к Федору Иоанновичу, а приходится изображать Бориса Годунова». Это он, в частности, по поводу лорда Босуэла, самоуверенного, циничного покорителя самой королевы, которого сыграл мощно, убедительно, но при этом не только со знаком минус: «Он же заботился о благе Шотландии, его нельзя воспринимать однозначно».

Однозначно нельзя воспринимать и личность Валерия Малюшина: не всякий успешный актер решился бы в 50 лет переехать в другой город за давней мечтой — сниматься в кино. Как уже отмечала выше, его фильмография огромна: от самых маленьких эпизодов до ролей и больших, и заметных, по поводу которых многие уфимские поклонники Валерия Малюшина у экранов телевизоров мысленно ему аплодируют. В «Тайнах следствия» в разных сериях он был главврачом, директором киностудии и… мафиози; в сериале «Шеф» сыграл Сергея Владимировича Островского, сначала полковника, потом генерал-майора, начальника главного УВД Санкт-Петербурга. Вообще, милиция — полиция ему обязаны показом многих своих сотрудников: в «Ментовских войнах — 2» он Лев Павлович Кустов, начальник убойного отдела, герой положительный, в «Я вернусь» следователь Скобелев, в «Бандитском Петербурге», в одном из выпусков, начальник службы безопасности. Есть и совершенно другие образы, весьма любопытные, — арабский шейх в «Морских дьяволах», дед мальчика, который ищет отца в 5-й серии «Приставов», генерал, подавляющий восстание 1905 года в 6-й серии «Секретной службы», советский провинциальный начальник Гамзатов в недавнем сериале «Вертинский». Он и теперь занят в снимающемся сериале «Свои», в роли связанного с криминалом отца положительного главного героя. Пройдут в Уфе в декабре — январе с волнением ожидаемые и самим актером, и зрителями спектакли «Пока она умирала…», где Малюшин играет главного героя Игоря, и «Голубая камея», где он сподвижник графа Орлова Сомов (причем поющий), и надо будет отправляться в Санкт-Петербург на съемки.

В прошлом году, прямо во время праздничного застолья в Уфе в честь 70-летия Валерия Малюшина, раздался звонок от губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с теплыми поздравлениями. Оказалось, что и в этом городе актера Малюшина знают не только по кинокадрам. В Государственной филармонии для детей и юношества он как актер сыграл немало классических ролей. Его общение со зрительным залом нисколько не нарушено в «Каштанке» и «Анне на шее», в «Горе от ума», в «Скупом рыцаре», в «Сказке о заколдованной царевне»…

И свои музыкальные пристрастия он не только не оставил, но все так же гитара — подруга его творческих исканий, правда, теперь все больше в домашних концертах.

Хочется пожелать Валерию Ивановичу неизменного успеха во всех творческих проектах, а для этого, как всегда, пусть будут рядом поддерживающая заботой и теплом любимая жена Галина, его первый критик и советчик во всех ролях, литературных и песенных композициях, прелестные дочери Милана и Инна, обе — кандидаты наук, внуки от велика до мала — Инна, уже с университетским образованием, 11-летняя София, младшие мальчики Давид и Роман, другие родственники, включая 104-летнюю тещу. И, конечно, ваши верные зрители, среди которых

Фото из архива театра.

Талант на оба дома
Талант на оба дома
Автор:Алла ДОКУЧАЕВА
Читайте нас: