Все новости
Культура
14 Мая 2021, 15:15

Фольклорный код

Как вернуть молодёжь в русло народных традиций, не изменив их до неузнаваемости

О чем вы подумаете при слове «фольклор»?
Кто-то представит бабушек на завалинке, запевающих частушки, кто-то Надежду Бабкину в фирменном кокошнике, в лучшем случае — популярную певицу Пелагею. И это, если говорить о старшем поколении читателей. А есть молодежь, у которой с этим словом вообще никаких ассоциаций. И не потому, что фольклор, как считают ученые, это наш неосознаваемый, исконный культурный код, а потому что у нынешних 15-летних другие коды — тренды, специально для них созданные.
Например, Моргенштерн. Взрослые бьют тревогу: как оградить, обезвредить? И уже всем почти ясно, что для этого надо что-то противопоставить «вселенскому злу». Может быть и должна ли этим «чем-то» стать народная культура и традиции?
Как популяризировать фольклор, сделать его интересным для детей? Эти вопросы обсуждали на круглом столе «Современность и фольклор — понятия совместимые?», организованном редакцией газеты «Республика Башкортостан» и Госсобранием РБ. В нем приняли участие народные депутаты, философы, народные артисты и знатоки фольклора. Для каждого участника тема оказалась по-своему близкой.

В чём проблема?

— Я не специалист по фольклору, но актуальность темы для меня очевидна, — говорит председатель комитета по культуре и образованию башкирского парламента, профессор Раиль АСАДУЛЛИН. — Мы выбрали ее для обсуждения на страницах газеты не только в свете предстоящей в Уфе Всемирной фольклориады. Я как педагог всегда пытаюсь понять молодежь, вникнуть в то, чем она живет. Но когда пробую слушать ультрасовременных исполнителей, мне трудно понять, что они исполняют. И не перестаю удивляться их популярности у молодежи. В то же время существуют народные традиции, которые в каждом своем проявлении, в каждом произведении — удивительное соотношение творческого и философского начала. Если бы мы обратили пристальное внимание на то, что лежит в основах нашей культуры, то многие современные проблемы, связанные с духовно-нравственным развитием людей, были бы сняты. В этом плане, на мой взгляд, роль фольклора сегодня крайне недооценена.
Другой аспект проблемы, в котором в том числе есть доля вины педагогов: мы мало рассказываем о фольклоре, не умеем доносить его так, чтобы он был воспринят с пониманием. Мы должны заинтересовать ребят и помочь им проникнуть в сущность его философии. Когда я работал в университете, мы всегда старались, чтобы в программе фестиваля «Студенческая весна» присутствовали элементы традиционного народного творчества, но не все студенты их воспринимали, пока они не стали подаваться в видоизмененном, более осовремененном виде. Хочется обсудить эту тему на страницах газеты, чтобы с помощью специалистов дать возможность читателю проникнуть в глубинные смыслы фольклора.

Охранная грамота постмодернизма

Зугура РАХМАТУЛЛИНА, депутат Госдумы РФ, председатель Совета Ассамблеи народов Башкортостана, доктор философских наук высказалась с точки зрения современной философии:
— Тема современного фольклора или возвращения к нему нашего современника — очень актуальный тренд. У философов есть такое понятие — этнический парадокс современности. Это то, с чем мы сегодня сталкиваемся: несмотря на то, что в целом в мире идет процесс глобализации и многое универсализируется, мы возвращаемся к истокам. С одной стороны, мы наблюдаем навязывание западных ценностей, пропаганду чуждых нам смыслов, с другой — стремление людей вернуться в лоно традиционной культуры во всех сферах: это и вера, и искусство, и обычаи, и одежда — конечно же, в осовремененных, адаптированных к нашей жизни вариантах, потому что иначе в эпоху постмодернизма просто невозможно.
Постмодернизму предшествовал модернизм, который отвергал вообще все традиции: помните выражение «расстреляем Расстрелли»? А сейчас стало понятно, что без них, оказывается, современному человеку некомфортно, вот он и пытается соединить новое и традиционное, осовременив последнее. Оживают семейные бытовые устои, обряды: имянаречение, помолвка и многие другие. И, будучи атеистами, многие из нас соблюдают их, потому что в этом беспокойном, страшном, негарантированном мире нам так как-то спокойнее. Можно сказать, что сегодня у традиционной культуры появилась охранительная функция. Обряды оберегают наши души, придают нам уверенность, что судьба, бог, природа — что бы то ни было — нас сбережет. Ведь почему сегодня встревожены представители традиционных религий? Идет наступление так называемых новых движений: секты, непонятные культы, которые разрушают наши исконные смыслы. Если мы сейчас, когда мир настолько нестабилен, пойдем на поводу у этих инноваций, можем многое потерять… Я помню, как бабушка учила нас с сестрой этикету: не показывай пальцем, палец отсохнет. И вот мы с сестренкой, нарушив запрет, плакали и ждали, когда же он отсохнет, и больше старались не тыкать пальцем. Фольклорные табу учили нас философии жизни и здорово срабатывали, потому что они воздействуют одновременно ненавязчиво и эмоционально.
Вот у нас в республике с большим успехом проходит праздник национального костюма. Это была инициатива Ассамблеи народов РБ, подхватившей идею, пришедшую из башкирской глубинки. Почему проект удался? Не только потому, что стилизованные варианты национальной одежды действительно красивы, а потому, что в мире унисекса они позволяют сохранить свое «я», показать, что ты не безликий гражданин мира, а человек со своим эстетическим вкусом и наследием, которое тебе передали предки. Подытоживая, я бы сказала так: философия фольклора — это философия мудрой, доброй, красивой и осмысленной жизни во времена, когда теряются человеческие ценности и ориентиры. Я всегда привожу фразу из эпоса «Урал-батыр»: «Пусть имя будет вам — человек, Злу не давайте дорогу вовек!». Как же это до сих пор актуально!
Раиль Асадуллин:
— Знаменитый философ Юнг сравнивал сознание человека с замочной скважиной, тогда как подсознательная сфера — это вся дверь целиком. Когда в обществе начинаются гендерные революции и всевозможные психоделические упражнения, которые меняют природу человека, то, мне представляется, люди начинают вновь приходить к народной культуре на подсознательном уровне — чтобы защитить себя, свое существование. Эксперименты над человеком и культурой заставляют нас возвращаться к своим истокам, к своим корням.

Найти ключ от духовного оскудения

Розалия СУЛТАНГАРЕЕВА, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института истории языка и литературы УФЦ РАН, кавалер ордена С. Юлаева:
— Фольклор — одна из величайших духо- и народообразующих, самых совершенных и нерушимых систем, которые человечество до сих пор сотворило, и она не исчезнет, пока будет жить человек на этой планете. Поэтому вопрос о совместимости современности и фольклора не стоит. Проблему нужно обозначить по-другому: как сейчас, в XXI веке, спасти человека от нравственного оскудения собственным же творчеством, своей народной мудростью? Как использовать фольклор в оздоровлении общества?
Как могучая система фольклор имеет несколько основных ипостасей. Первая — сложение. Например, истоки эпоса «Урал-батыр» сложились, по исследованиям, 11 — 9 тысяч лет назад до нашей эры. Затем следует фактор сохранения:
благодаря величайшему труду фольклористов ИИЯЛ УФИЦ РАН сохранены и изданы тома золотого наследия на башкирском языке: в 1954 — 1959 гг. (три тома), в 1972 — 1985 гг. (18 томов), с 1995 года — новое издание (семь томов), а с 1987 года увидели свет девять томов в переводе на русский язык. Представлены эпос, предания, песни, сказки, обряды, мунаджаты, пословицы и многое другое — огромнейший фонд народного творчества. В других регионах просто поражаются богатству, которое имеет наша республика. Если бы эти творения были не нужны, разве сохранился бы до сегодняшнего дня эпос «Урал-батыр», разве берегли бы его из поколения в поколение как зеницу ока?
Трансляция фольклора — очень актуальный вопрос именно для нашего времени. То, как сейчас передается, исполняется фольклор — острая проблема. Как не исказить истинный смысл творений? Не обмануть народ, не нарушить достоверность, ценность содержания? Ведь слушателю не должно быть дискомфортно от восприятия его. Не секрет: многих людей старшего поколения, да и молодых знатоков коробит от того, как преподносится сегодня народное творчество со сцены.
Искажаются замыслы, аутентика, темпоритм песен, магия звука. Почему возможно стало, что несущие особые смыслы древние напевы эпосов «Алпамыш», «Кара-Юрга» превратились в плясовые, увеселительные?! Могут они тронуть подсознание слушателя, кроме того, что заставят хлопать? Еще одна важная ипостась: фольклор — самый действенный инструмент воспроизводства духа человека. От того, как транслируем фольклор, зависит стойкость генотипа следующих поколений. То, как бездумно, в угоду шоу стилизуются фольклорные песни, мелодии, ныне приводит зрителя в растерянность и входит в противоречие с его внутренним кодом культуры. Народ не узнает себя в этих экспериментах. Возникает вопрос: а мое ли это, родное ли творчество? Грамотная практика пользования — это научная и общественная проблема современного фольклора. К счастью, не только масштабно, но и грамотно в последнее время используется фольклор, народные традиции и обряды в системе геопарков. Сотрудники часто консультируются со мной, чтобы не исказить смысл и форму какого-либо обряда, назначения мест, объектов природы…
Обряд делает этот мир устойчивым. Люди иногда не понимают моего столь ревностного отношения к сохранению и распространению народных традиций. Уверена, ритуалы — основа нравственности. Считаю, мы должны брать на себя ответственность за сбережение наследия и служить народу, как велели предки. Урал — это особая энергоинформационная территория, могучая зона мыслящей, живой планеты Земля. Творения этой земли особо важны и эффективны в воспроизводстве человечности человека XXI века. Именно здесь каждый из нас может и должен осознать, осмыслить, какой запас для возрождения жизненной энергии мы имеем и как с помощью этого инструментария можно спасти поколения, человечество. Предлагаю создать национальный проект, цель которого — развернуть народ, общество лицом к собственным родникам жизни! Программно внедрить народные знания во все сферы жизни. Народное творчество имеет могучие потенциалы спасти нравственность, экономику, культуру,облик этноса. Доклад на эту тему был представлен в президиуме Академии наук РБ еще в ноябре 2019 года, и предложение одобрили. Так что идея есть, и мы, надеюсь, скоро найдем спасительный ключ от духовного оскудения и возьмемся за масштабную работу.

Душа болит

Ирина СУХАРЕВА, доктор исторических наук, профессор БГМУ, знаток чувашской культуры, автор-исполнитель:
— Первые годы моей трудовой деятельности были связаны с музейной работой и созданием экспозиций по этнографии финно-угорских, тюркских и восточно-славянских народов. Именно тогда я заинтересовалась фольклором и поняла, насколько этот культурный пласт огромен, глубок и увлекателен. И мне всегда хотелось поделиться этим богатством с окружающими. Будучи представительницей чувашского народа и человеком творческим, я по мере возможностей стараюсь транслировать народные традиции в своем творчестве. И речь не только о чувашской культуре. Мне очень нравится башкирский фольклор (у меня есть стихи на башкирском) и татарский.
Если говорить о фольклоре как об ипостаси народной культуры, то можно вспомнить высказывания античных мудрецов, которые говорили, что незнание прошлого приводит к провалам в настоящем и к катастрофе в будущем. Поэтому хотелось бы очень многое пересмотреть в системе образования. Вот убрали из учебного плана культурологию… Душа болит, когда говорю об этом. Ведь мы изучали в этом курсе не только культуру античности, Возрождения, новейшего времени. Я всегда старалась давать знания именно в контексте культуры народов, проживающих на территории республики, чтобы студенты могли задуматься об основах, о том, с кем рядом они живут.
Я также считаю, что нам нужен очень продуманный национальный проект, который бы поставил во главу угла народные традиции, ведь наша многонациональная республика уникальна: у нас огромное культурное наследие и глубокая взаимосвязь и взаимоуважение между народами. Чтобы сохранить все это и передать нашим детям, нужно именно сейчас сильно задуматься и, пока не поздно, внести коррективы в систему образования. И речь не только о медуниверситете.
Ведь наши выпускники не только врачами будут работать, им предстоит завести семьи, воспитывать детей, а как воспитывать, если нет фундаментальной основы формирования личности в народной традиции. И ведь многие ребята это чувствуют, приходят и благодарят за то, что мы заставляем их задумываться.
У нас в республике, слава богу, есть много талантливых людей, пассионариев и в научной, и в культурной сфере, которые делают возможное и невозможное, чтобы наша культура, основанная на традициях, фольклоре, сохранении языков, была представлена на достойном уровне. Хотелось бы это не утратить.

Придумать собственную сказку

Рушана БАБИЧ, народная артистка РБ, ведущий мастер сцены Национального молодежного театра РБ, депутат Госсобрания РБ:
— В театральной студии, где я преподаю, занимаются уфимские подростки от 12 до 17 лет. Фольклора они не знают и им не интересуются. Для них это что-то доисторическое, удел бабушек. Западная культура и современная эстрада им гораздо ближе. Так вот, когда для участия во всероссийском фестивале детских творческих коллективов нам нужно было подготовить «визитку», мы решили поставить спектакль по легендам. Но взяли не одну народную легенду, а заставили ребят придумывать собственную сказку. И, надо сказать, по ходу работы дети менялись прямо на глазах. Они начали понимать значение символов и искать их в жизни, стали сравнивать культуру разных народов и находить ассоциации, в общем, дети заинтересовались фольклором и поняли, как увлекательно его изучать. Кстати, после того как мы показали этот спектакль на фестивале, новосибирская театральная студия привезла на следующий год в качестве визитной карточки спектакль по мифам эвенков. То есть идея оказалась заразительной, потому что мы зашли через то, что детям было интересно. Поэтому нужно пытаться донести до них народные ценности через кино, мультфильмы. И, конечно, соцсети — вот как бы туда нам дорожку проложить… Хорошо бы найти молодых заинтересованных ребят, которые сами занимаются фольклором и смогли бы заинтересовать других.

В Люксембурге поют те, кому «за»

Артур АЛИБАКОВ, генеральный директор Республиканского центра народного творчества:
— С проблемами, которые были сегодня озвучены, сталкиваюсь ежедневно. Да, очень много из народного творчества мы сохранили, нам есть что передать детям, но много было безвозвратно потеряно. Например, очень много песен было утрачено не только в советское время, но и в 2000-е годы, просто из-за человеческого фактора. В итоге, образно говоря, мы сейчас находимся на краю пропасти. Я был во многих европейских странах и скажу вам: там просто некому заниматься фольклором. Население стареет, культура теряется. Например, в Люксембурге на 300 тысяч человек один-два народных коллектива из тех, кому за семьдесят. Поэтому нам нужно выработать какую-то стратегию. Я сейчас не говорю о большом федеральном проекте. К счастью, у нас в республике приняли закон о нематериальном культурном наследии. Такие законы есть только в нескольких регионах страны. И вот на уровне этого закона и подзаконных актов, мне кажется, должна быть выработана какая-то программа, в которую должны быть включены все те аспекты, которые сегодня озвучены. В работе должно поучаствовать и научное сообщество, и специалисты в области фольклора, и сельские жители, хранители живых традиций. К слову, у нас в республике более 16 тысяч народных коллективов. Можно сказать, что нигде в России столько не поют и не танцуют. Кроме того, мы лидируем по количеству сельских клубов и РДК, так что нам есть с чем работать, надо только подойти стратегически.
И еще на одну проблему хочется обратить внимание — мы сегодня реально теряем язык, я не только о башкирском говорю. Время идет очень быстро. В мире каждый день исчезают языки. Это и проблема глобализации и засилья интернета. Да, современность давит, но надо что-то делать. В частности, соглашусь, надо менять систему образования, особенно в области родных языков и культуры. Что это за методика обучения, при которой дети из башкирских семей не хотят учить башкирский, потому что это сложно! Я, человек, окончивший первую республиканскую гимназию и бывший в числе лидеров по башкирскому языку и литературе, не могу сделать домашнее задание за 4-й класс, которое задают моему ребенку!
Мы смогли возродить интерес молодежи к народной одежде. Многие сегодня занимаются восстановлением национальных костюмов, делая их современными и в то же время в духе традиций, делают это с удовольствием. На это работают наши конкурсы и работа в интернете. В плане интернета мы пока не сильны и только в начале пути. Но наш сайт и социальные сети уже признаны лучшими в России среди центров народного творчества… Мы воспользовались пандемией, чтобы серьезно все промониторить, и пришли к выводу, что, занимаясь научной работой и мероприятиями, мы не умеем пиарить себя в соцсетях, а это очень важно. Поэтому к разработке стратегии дальнейшей работы нужно обязательно привлечь блогеров.

Зачем учиться играть на курае?

Ринат РАМАЗАНОВ, руководитель этногруппы «Аргымак», заслуженный артист РБ:
— Расскажу, как мы работаем с фольклором. Мы начали репетировать в 2009 году. Тогда уже витали идеи сохранения народного творчества путем осовременивания. Но тем не менее мы все-таки поначалу старались подавать фольклор традиционно. Постепенно стало очевидно, что привлечь внимание зрителя исключительно фольклором сложно, практически невозможно, особенно если речь идет о школьниках. Стали думать и выработали новую стратегию. В ее основе наша главная цель — сохранение самоидентичности. Я представляю Россию как большой букет, в котором каждый народ — отдельный цветок. Это не просто букет из ромашек: его необыкновенный аромат создается за счет индивидуальности разных народов-цветков. И для того чтобы это богатство сохранить и приумножить, мы вывели свой алгоритм: сначала привлечь внимание, потом подать информацию и побудить к действию. Начали эти три принципа обкатывать. В итоге «Аргымак» превратился в мейнстрим: мы хайпуем, цепляем внимание молодежи на разных платформах, но хайп этот не коммерческий, а аргымакеризированный и башкиризированный, приправленный нашими традициями, легендами. Информация дается завуалированно, не в лоб, и так она лучше заходит. За счет хайпа мы создаем мост из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее. Даем информацию легким, понятным, творческим языком, предлагаем жанры, которые дети лучше воспринимают, и только в тот момент, когда уже смогли зацепить внимание. Нас, бывает, обвиняют, что мы исковеркали фольклор, видоизменили его. Мы это понимаем, но, повторюсь, мы это делаем не с коммерческой целью. Для того чтобы сохранить народные традиции в чистом виде, существуют другие структуры, мы же — таргетированная реклама, которая привлекает молодежь, мы продажники, поставляющие фольклор в массы. К сожалению, сохранить фольклор филармоническими концертами не получится. Если мы говорим о сохранении и приумножении традиций, нужно научиться говорить с молодежью на ее языке. При правильном подходе самые отмороженные подростки сидят на концерте затаив дыхание.
Сегодня мы еще реализуем интересный большой проект по этнотуризму. В семи километрах от аэропорта будет туристический хаб со всей инфраструктурой, включающей в себя и традиционную культуру, и быт, и традиционные виды спорта.
Еще один проект — «Легенды Башкирии» — сеть придорожных сервисов, оформленных в стиле того или иного башкирского рода. В сфере туризма на сохранение фольклора уже начнет работать и бизнес, ведь это прибыль. В общем, мы ведем систематическую работу, в которой башкирский фольклор будет раскрываться во всех его проявлениях.
И, конечно же, нужно продавать себя за границей. Зачем учиться играть на курае? Потому что, где бы я ни находился, я был там только потому, что у меня есть курай. Курай — мой путеводитель по жизни. Есть много рок-коллективов, но курай будет только в одном. Потому что мы, башкиры, одни такие в мире. Мы сможем сыграть на гитаре, как «Рамштайн», а Тиль Линдеманн на курае не сыграет…
Розалия Султангареева:
— Когда я разговариваю с музыкальными группами, они всегда говорят: «нужно упрощать подачу фольклора, чтобы молодежь поняла». Я считаю, что эта позиция неуважительна по отношению к духовному, интеллектуальному уровню молодежи. На упрощенных образцах искусства воспитывается упрощенный, недалекий тип человека, неинтеллектуальный. Упрощенность — это воровство души, непозволительное отношение к золотому наследию народа и лукавство.
Эмоциональное восприятие есть у всех, и оно первородно. Прекрасно, полновесно исполненный жанр фольклора никого не оставляет равнодушным!
Вижу еще один опасный момент — современные клипы на башкирские народные песни. В одном клипе девушки берутся за руки и бросаются в пропасть, в другом — бегут по степи и бросаются в воду, в третьем показывают окровавленные тела батыров. Молодежь захочет идентифицировать свою историю, себя с этими персонажами? Помимо того, подается все упрощенно, присутствует откровенно суицидальная направленность. А башкирские йыр не об этом. Это песни о намыс — чести… А визуальный ряд полностью выхолащивает философию жанра. Миросозерцательность башкир настолько многогранна, голографична… Нужно транслировать фольклор ответственно, особо осторожно и мудро. Его надо изучать многосторонне.
Разговор о фольклоре в редакции грозил затянуться надолго — слишком животрепещущая тема и слишком много идей и предложений у людей, занимающихся сохранением народного творчества. Но проблемы, которые подняли на круглом столе специалисты, касаются каждого, поэтому участников прежде всего интересовал вопрос о реальных механизмах возвращения и развития фольклора. На эту тему они предлагают высказаться и нашим читателям.
Читайте нас: