Прошлый год закончился в нашем городе замечательной датой: Белорецкой картинной галерее исполнилось 40 лет. Она — первая в Башкирии, открытая не в столице, а в провинциальном городе. Потом стали появляться и другие. Но Белорецк, как всегда, удивил всех. Впрочем, и продолжает удивлять.
У меня свой метод: приходя на любую выставку, я выхватываю взглядом первую попавшуюся картину и иду к ней, пусть даже она находится на самом краю экспозиции. Если работа увлекает, есть о чем порассуждать, значит, можно смотреть все остальное. В этот раз в галерее я упираюсь взглядом в картину под названием «Металлург». Суровый рабочий человек нашего времени. Даже не суровый, а... Не знаю, что хотел сказать автор, но получилось отражение эпохи. На мой взгляд, в глазах металлурга — безнадежность, апатия и потеря смыслов. Тридцать, сорок лет назад рабочие люди смотрели иначе: в их глазах блестел огонек радости, энтузиазма… Помните? «Мы будем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда»…
В свой юбилей галерея выставила лучшее, назвали эту выставку: «Галерея собирает друзей». Иду от картины к картине. Я в суждении о живописи — человек свободный, потому как мои оценки — нравится или не нравится. Нет ничего хуже взгляда щепетильного профессионала на искусство. Он всегда «отцеживает комара», и это мешает по-настоящему получать удовольствие. В конце концов, художники творят для таких, как я, дилетантов, а не для искушенных критиков…
Вот изумительная картина! Автор Роза Савинова из Кизила. Портрет женщины под названием «Лучезарная». Через мимолетное смущение, неясное и смятое, проглядывает задор, кокетство и даже, извините, стервозинка… Изумительная картина! Смотришь, а самому хочется подмигнуть красавице.
— От нее передается положительная энергетика, правда? — слышу голос сзади.
Это Нина Горбатова, бессменный директор галереи и очень тонкий ценитель живописи. С ней всегда радостно общаться, потому что об искусстве она умеет говорить просто и доходчиво. Знакомлюсь с работами с помощью Нины Ивановны.
Картина «Радуйтесь!» останавливает сразу и заставляет думать. Ее автор Ольга Литвиненко. На полотне какое-то чудное смешение событий, где и распятие, и вознесение, и русская рубаха на фигуре, уносящейся в небо. Распятая Русь? Картина выполнена на войлоке… Почему-то вспоминается, что все церковные акафисты (молитвенные хвалебные песни) начинаются вступлением: «Радуйся!»
Очень необычные работы Константина Мясоедова и Сергея Клочкова. Ирина Аникина предложила сюжет, где много рыб и одиночества (картина «Молебен»). Он и она в легком, грациозном переплетении любви. И какие-то отблески в виде рыб, они повсюду на полотне… Нина Ивановна поясняет, что у художников-символистов рыбы являются символом любви и зарождения новой жизни, и у Ирины — это подтверждение глубокого чувства влюбленных.
— Наша галерея открыла для зрителей многих художников, — рассказывает Нина Горбатова. — Ирина Аникина — одна из них… И вот имя, которое тоже стало известным благодаря нашей галерее, — продолжает она и подводит меня к картине «Весна» Зуфара Гизитдинова.
Тут сразу обращаешь внимание на обилие пространства.
— У него такой метод, когда две трети картины непременно занимает небо, — поясняет Нина Ивановна.
Белорецкий художник Юрий Байбордин по замыслу организаторов должен был стать самым почетным гостем галереи во время празднования юбилея. Он собирался выписаться из больницы как раз к открытию выставки, но неожиданно Юрию Константиновичу стало хуже... Замечательного художника уже нет среди нас. Именно он был инициатором создания галереи сорок лет назад. В ту пору вокруг него собралась группа единомышленников — Виктор Петроман, Клавдия Матвеева, Любовь Телятникова...
— Юрий Константинович, вернувшись в родной Белорецк после работы в полиграфическом издательстве во Львове, просто был одержим идеей создания выставочного зала, — продолжает Нина Горбатова. — В Белорецке тогда жили прекрасные мастера! Сергей Шишков, Виктор Тимарцев, оба были членами Союза художников СССР, а еще Константин Аверин, Василий Федчун и, конечно, Артур Знот, который многим белорецким детям открыл путь в мир живописи. Кстати, Юрий Байбордин его ученик...
Небольшое отступление. Если бы не Нина Горбатова, то вместо галереи у нас был бы сейчас ресторан… На это помещение покушались откровенно и нагло. В начале девяностых возле галереи началась возня: сначала зачем-то разрыли тротуар возле входа, а потом в зал шумно пришли важные люди, и, не обращая внимания на директора и работников, стали громко рассуждать, где можно поставить запасную дверь и холодильники для пива.
Да, такое было время! Галерею удалось отстоять при поддержке управления культуры. Поэтому все его работники (и бывшие, и нынешние) — всегда здесь желанные гости. Одна из почетных и постоянных посетительниц экспозиций — Залифа Аглямова.
… А я вспомнил, как однажды в середине семидесятых видел Сергея Шишкова (имя этого художника в советские годы в Белорецке гремело). Он стоял на остановке и смотрел на березы. А там резвились грачи! Художник топтался посреди тротуара и, подняв голову, любовался черными птицами: те весело перелетали с ветки на ветку и лихо раскачивались на них… Он улыбался, как ребенок! А люди, проходившие мимо, непременно задирали головы, разглядывая, что же происходит там, на вершине деревьев. А еще я помню встречу с Артуром Яновичем Знотом. Правда, о живописи он говорил в ту пору мало и очень болезненно воспринимал распад СССР…
Вернемся к истории. Четыре года потребовалось белорецким художникам, чтобы «пробить» создание галереи. В конце концов, идея понравилась Вениамину Сурину, первому секретарю горкома партии, то есть человеку, который мог решить практически любую проблему в городе. Поначалу открыли выставочный зал без какого-либо статуса, а первый директор (им стал Юрий Байбордин) получал зарплату в организации дорожников, где числился то ли стропальщиком, то ли автослесарем.
— В 1983 году я стала руководить выставочным залом, кстати, зарплату тоже получала в РСУ ДОР. По табелю я была, кажется, маляром, — уточняет Нина Ивановна. — Только потом нам удалось добиться официального статуса. Галерея стала филиалом музея имени Нестерова, а теперь мы самостоятельная структура.
Нынешний глава администрации района Андрей Иванюта, придя на юбилейный вечер, был приятно удивлен обилию талантов среди белорецких художников. Так что сотрудники галереи надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество с властями.
Сюда часто приходят студенты и школьники, чтобы стать участниками различных мастер-классов по декоративно-прикладному искусству. Их проводят работники галереи. А еще здесь бывают камерные концерты и поэтические вечера. Но это уже тема для отдельных статей.
За четыре десятка лет галерея показала более пятисот выставок с учетом выездных экспозиций. Фонд картин насчитывает около тысячи экспонатов, среди них есть совершенно уникальные работы. Недавно потомки художника Тимарцева передали галерее ряд его полотен. Нина Ивановна и ее коллеги планируют новую выставку.
Директор галереи рассказывает, что с помощью администрации и управления культуры удалось выкупить у столичных коллекционеров работы белорецких художников Бориса Фролова и Василия Федчуна. Надеемся, что и эти картины скоро будут доступны для широкого обозрения.
Мы подходим к картине, с которой я начал свой рассказ. Я говорил о глазах рабочего. Как мне показалось, они отражают сегодняшнюю эпоху… А как же иначе? Ипотека, куча кредитов, тарифы за коммуналку.
— А может, он просто устал после смены? — тихо произносит Нина Ивановна.
Напоследок захожу в малый зал галереи, где в рамках отдельной выставки представлены картины белорецких художников: Алексея Теплякова, Арины Яковлевой, Венеры Мустафиной, Натальи Кузнецовой, Ксении Полетавкиной, Надежды Балакиной… Среди них и работа Юрия Байбордина «Женский портрет». Используя свой метод первого взгляда, останавливаюсь именно на этом наброске. Впрочем, набросок ли это? Посмотрите, какая тонкая игра эмоций! Полуштрихи передают то, что порой невозможно выразить красками.
Как много интересных работ! Приезжайте в Белорецк, приходите сюда вместе с детьми, всей семьей! Хватит лайкать в социальных сетях. Методом первого взгляда выхватывайте из общей экспозиции любую работу и наслаждайтесь, фантазируйте и угадывайте то, о чем хотел сказать художник! Уверяю вас, не пожалеете…
«Радуйтесь», Ольга Литвиненко, город Стерлитамак.
«Лучезарная», Роза Савинова, село Кизильское.
«Металлург», Лилия Ефимова, город Магнитогорск.
«Живопись умерла. Да здравствует живопись!», Валерий Романов, город Магнитогорск.
«Женский портрет», Юрий Байбордин, город Белорецк.