Все новости
Культура
22 Октября 2020, 10:20

Лиана и гранат

В Национальной библиотеке РБ открылась выставка художника Лианы Мкртчян «Из моего детства»

В очерках Осипа Мандельштама об Армении есть такие строки: «Вино старится — и в этом его будущее, культура бродит — и в этом ее молодость. Берегите же свое искусство — зарытый в землю узкий глиняный кувшин».

Армянская Адия Ситдикова

Культура бродит. Она бурлит, смешивается, играет и просится на волю. Где-то взрывается и обрушивается неожиданной стихией. Так на башкирскую землю было судьбою занесено, взращено и превратилось в прекрасный экзотический плод «твердокровное» ереванское семечко. Семечко из страны, о которой поэт сказал, что ее «раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала». Львиное достоинство древней культуры и ее глубокие, уверенные краски поют хрустальными армянскими голосами и в Лианиных, ставших родными, башкирских мотивах, хотела бы она этого или нет. А в натюрмортах, среди заключенной в плавные контуры россыпи плодов, где козырь — гранат, словно улыбается с белых рушников наша Адия Ситдикова.
Для Лианы гранат — это как для Ситдиковой медовые соты. Гранат — не только символ сердца, семьи, плодородия, родины. Вы видели его цветение? Кожистый цветок пламени в ломаных линиях безлистных ветвей — чистый авангард. Гранат прекрасен как натурный объект. Он многогранен и, слегка подсохший, по-человечески скуласт, угловат, как видавший виды упрямец. Его форма повторяется в армянских сосудах, вазах. А как роскошен лопнувший гранат, соблазнительно приоткрывающий рубиновые соты!
Я знаю одну талантливую девочку, у нее такие же неуемные, нестерпимо чистые цвета, и она тоже армянка. Возможно, это генетическое цветовидение, когда фон вокруг — «лишь сурик да хриплая охра» заставляет глаз «под другим солнцем» видеть цвет более обостренно. Видеть контрастные отношения — любовь неподвижных желтых холмов к сумеречному небу и арабески балконов и людей. Это объемное видение, характерное для взгляда с горы, или, наоборот, — со дна узенькой ереванской улочки.

Душа земли

Для маленькой Лианы живопись началась лет в пять, еще в Армении. На небольшом плоском камне она нарисовала первый пейзаж в подарок маме — дерево, дом, горы. Камешек этот мама хранит до сих пор: «С самого раннего детства Лиана всегда что-то мастерила, строила потрясающие кукольные дома из картона, любила шить». Лиана, в свою очередь, считает, что всем обязана маме. Родные рано поняли, что ее ожидает исключительно творческая судьба. В Ереване она брала первые уроки изоискусства в хорошей школе-студии, но масляная живопись открылась ей гораздо позже.
Она не мыслит своих работ без «каменных» и «глиняных» красок своей земли — и пространство белого холста, прежде всего, покрывает базовой умброй, а уже на «заземленном» фоне начинает композиции: так они ярче горят. Любая спонтанная линия или пятно на этом поле может дать развитие сложному сюжету. Это очень символично — словно ее кистью водит некая высшая сила, душа самой земли, и такими случайностями как раз создается своеобразие почерка. Какие-то моменты ее живописи принадлежат армянской художественной школе, это — в крови.
Но не забудем, что в Уфимской академии искусств ее преподавателем был великолепный мастер авангардной композиции Михаил Назаров. И хотя она была очень внимательной ученицей, но всегда непроизвольно брала от своих любимых художников именно то, что казалось ей важным для собственного стиля. Вообще-то она думала стать дизайнером, и только после окончания Уфимской художественной школы № 2, поступив в Академию искусств в Уфе, в первый раз со страхом попробовала писать маслом. И это оказалась настолько ее техника, что молодая художница погрузилась в «масло» с головой, сразу заявив о себе на многочисленных выставках и конкурсах.
Лиана предпочитает квадрат (формат ее картин почти всегда — «каре»): он устойчив, орнаментален — художница любит орнаменты — и помогает уплотнить композицию, и без того очень плотную, когда одна реальность выглядывает из-за другой, прошлое теснится за настоящим. Как будто художница не хочет оставить без внимания ни одной подробности ценнейших воспоминаний армянского детства.
Есть картины, выдержанные в лаконичном цветовом сочетании; это тоже обусловлено темой. На полотнах последнего времени, в том числе и на не армянские сюжеты, краски полыхают особой солнечной цветовой кутерьмой, жизнеутверждающей, полной всплесков веселья.
У художницы множество горячих поклонников и в Башкирии, и среди армян. Ее работы знают и в России, и за рубежом. Трудно не испытать на себе «араратское притяжение», и это остается на всю жизнь. Начинаешь и сама чувствовать себя немного армянкой.
Лиана Мкртчян родилась в 1988 году в Ереване. Получила специальное образование в Уфимском училище искусств (дизайн), в Уфимской академии искусств (факультет живописи). С 2003 года участвует в региональных, республиканских, всероссийских, международных выставках и художественных проектах, а также в благотворительных акциях. В творческом активе художницы 13 персональных выставок. Она член Союза художников России, дипломант III Республиканской выставки-конкурса «Молодые художники Башкортостана», лауреат I степени международного конкурса «Палитра талантов».
Замечательно, что творчество Лианы Мкртчян, где, как в сказочном зеркале, отражаются жизнь, природа и история великого народа, который старше римлян, представляет нашу республику. Несмотря на молодость, художница справедливо попала в номинацию «Мастера» на сайте «Любимые художники Башкирии». Таланты не имеют границ — ни национальных, ни возрастных.
На своих мастер-классах и на уроках с детьми Лиана объясняет, что главное — не идеальные формы, к которым не возникает вопросов, но в линиях и цвете слушать, рисуя, свою душу, следовать ей, максимально развивая то, что дано Богом. Как делает всегда она сама — пишет душой на кончике кисти, на внутреннем фоне любви и к Армении, и к Башкирии, где растет ее прекрасный гранатовый сад и где мы можем наблюдать за радостью наливающегося соком плода.
«Продавец бубликов и его Ванский кот». 2017 г.
«Единство». 2013 г.
«Армянка». 2018 г.
«Любовь и музыка». 2015 г.
Читайте нас: