Всегда замечала, как трепетно относятся чуваши к своим и своему. Они не бросают в беде, встают горой на выручку, сохраняют родной язык, берегут семьи. Чуваши, хоть и невеликий по численности народ, но сильный и упорством своим, и трудолюбием.
«Не по-нашему, значит, не будет!»
Эта фраза проскочила в разговоре с участницами вокального ансамбля «Пилеш» («Рябинушка»). Да, вот такие они, уверенные в своей правоте, настойчивые, боевые. Хотя и очень разные…
«Пилеш» поднялся под крылом известного не только в Белебеевском районе, но и в республике хора ветеранов «Криница». Выйдя на пенсию, участницы самодеятельности из Приютовского управления технологического транспорта, медсанчасти, цеха капитального ремонта скважин объединились, сшили на собственные средства концертные костюмы, нашли руководителя. И зазвучали народные песни, зазвенели голоса солисток —Надежды Морожевой, Зои Алексеевой, Натальи Захаровой.
Стал «Пилеш» ездить с концертами в близлежащие села. Как-то перед поездкой в деревню Нижняя Улу-Елга Ермекеевского района концертная программа получилась интернациональной. В нее вошли русские песни и татарский танец, декламация на трех языках. Председатель совета ветеранов Людмила Пашина предложила активисту совета Нине Павловой спеть и на чувашском языке, чтобы принимающей стороне было приятно услышать в концерте знакомые напевы.
— Одна я петь стесняюсь, а подводить товарищей не хотелось, — призналась Нина Ильинична, работавшая до пенсии экологом. — Попросила поддержать меня давнюю приятельницу Розу Маркову, ветерана завода «Автонормаль». Она не отказалась. Мы разучили старинную песню о женской доле, которую пела когда-то моя свекровь. Тогда и костюмов у нас не было.
Друг за дружкой, подружка за подружкой
Затем Роза Николаевна пригласила подругу детства Марию Сергеевну Гаврилову, которая более 40 лет проработала учителем в Бижбулякском районе.
Самая старшая участница коллектива Алевтина Викторовна Васильева вернулась в Приютово с Севера, где работала поваром, и с удовольствием ходит на репетиции, готовится к выступлениям. Они с Марией Сергеевной родственницы:куда одна, туда и другая.
После концерта в селе Михайловка родственницы настойчиво порекомендовали заняться народным пением Марии Семеновне Акимовой, работавшей до пенсии инструментальщицей в Приютовском УТТ.
— Я ведь языка не знаю, — призналась Мария Семеновна, — здесь, в коллективе и учусь. А мой отец, Фадеев Семен Николаевич, уходя на фронт, заставил плакать всю деревню. Из деревни Кош-Елга отправляли в тот день на призывной пункт человек сто. Провожавшие солдат родственники были грустны и задумчивы. А отец запрыгнул в кузов полуторки да так весело запел свою любимую песню! Односельчане не смогли сдержать слез.
— Мы, как рябина, поздно «расцвели», — улыбается Нина Ильинична, — потому и название такое для коллектива выбрали.
Хотя не хочется с ней соглашаться, ведь дерево, о котором не случайно слагают песни, прекрасно в любой своей поре: и молодым деревцем с нежными листочками, и в цветении, и с пышными гроздьями оранжевых ягод.
За прошедшие пять лет сшили нарядные костюмы и головные уборы, объездили с концертами соседние деревни, обрели поклонников. И хотя у них сейчас даже руководителя нет, настроение у «рябинушек» боевое, творческие планы грандиозные!
Какие в Ик-Вершине «Красивые сады»!
Неизбежно зашел разговор о репертуаре.
— С ним трудно, — признались самодеятельные певицы. — Песни ищем в интернете. Первая, старинная, которую нашли, до сих пор самая любимая.
— А что? В деревнях не осталось бабушек, которые помнят давние песни?
Мария Сергеевна Гаврилова оживилась:
— Как нет? У нас в Ик-Вершине живет знаменитая тетя Лена, вот уж кто поет так поет!
Благое дело всегда находит помощников. При поддержке главного редактора газеты «Урал сасси» («Голос Урала») Юрия Михайлова снарядили мини-экспедицию в Бижбулякский район.
Мария Сергеевна хоть и живет в поселке Приютово, в родной Ик-Вершине частый гость. Здесь учила детей, поэтому и встречали нашу экспедицию в старинном здании, где когда-то была школа, а теперь сельская библиотека, выполняющая заодно и функции клуба.
Главной героиней встречи стала 77-летняя Елена Ильинична Гришина. Удивило ее открытое, улыбчивое лицо.
— Она всю жизнь такая! — с восхищением говорит Мария Сергеевна. — Веселая, неунывающая, хотя жизнь ее легкой не была. Суровый муж, тяжелая работа в колхозе, шестеро детей… Со всем справлялась и всегда с улыбкой. Выдержала и тяжелую потерю, когда трагически погибла дочь-школьница, достойно воспитала и дала образование остальным детям, которые уже создали свои прекрасные семьи. Ее мать, Валентина Алексеевна, которую на деревенский манер называли Валька-апа, была знатной сказочницей. Она помнила старинные сказки, жалко, что никто не догадался их записать. Когда умерла наша мама, она всю ночь рассказывала нам, детям, застывшим у гроба, сказки, отвлекала нас. Знатным певцом был и дядя Елены Ильиничны — Семенов Федол Алексеевич, — вспоминает рассказчица.
В библиотеке «волонтер культуры» Лия Кириллова собрала актив села. Алексей Семенов — церковный староста, Валерий Максимов — староста деревни, патриот Ик-Вершины, Лариса Еремеева — исполнительница лирических песен, активная участница всех районных конкурсов.
— Клуба у нас в селе нет, поэтому все мероприятия мы проводим здесь, — говорит Лия Александровна. — Много у нас активных, неравнодушных семей, к каждому празднику готовим новую программу, участвуем во всех муниципальных творческих состязаниях. Вот недавно объявили конкурс чтецов на мордовском языке. Мордвы у нас нет, а принять участие хотелось. Пришлось найти стихотворение и самой выразительно прочесть его. Удивительно, но заняла первое место!
После того как мы объяснили цель приезда, с воодушевлением принятую сельскими активистами, к работе приступила Валентина Яковлева. Ее тоже связывают с Ик-Вершиной давние приятные воспоминания, именно в этой маленькой школе вела уроки юная Валя, не прошедшая по конкурсу в педагогический институт.
Елена Ильинична запела, и все притихли. Звонкий голос необычного тембра не подвластен годам. Она пела старинную песню-рассказ матери о том, как отец ее детей ушел на войну, как воевал сначала с финнами, а потом с фашистами.
— Я эту песню никогда не слышала, — восхищенно прошептала Валентина Владимировна, ставя диктофон на паузу. — Мы обязательно возьмем ее в свой репертуар.
Елена Ильинична, спев четыре песни, попросила передышки, и на импровизированную сцену вышла статная красавица Лариса Еремеева. Она вернулась на родину из Узбекистана в 1993 году с тремя детьми, здесь уже родился четвертый ребенок. На чужбине сохранила родной язык, научила детей говорить по-чувашски.
— Она во всем у нас лучшая, — говорит Лия Александровна, — у нее и дом образцовый, и дети воспитанные!
Лариса Леонидовна призналась, что больше всего любит лирические песни. Когда она поет «Ах, атте, анне» («Ах, отец и мать»), зрители не могут сдержать слез. Для нас она исполнила старинную песню «Илемле сачесем» («Красивые сады»). Интересно, что многие чуваши эту песню считают своей, вставляя в текст название родной деревни.
Жаль, что сказки хором не поют
Признаться, наш приезд стал для ик-вершинцев маленьким праздником. Их взволновал интерес, проявленный к песенной истории народа, к талантливым самобытным исполнителям.
А мы радовались, что более десятка песен теперь не только станут украшением выступлений фольклорных коллективов Приютова и Белебея, но и не канут в Лету, как те сказки Вальки-апы, которые некому было записать…