Все новости
Культура
14 Ноября 2019, 10:05

Башкирская рапсодия Шауры Шакуровой

Самое главное — дать читателю надежду, считает писатель и драматург

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...» — писала некогда Анна Ахматова. А как рождаются на свет проза, сценарии и пьесы, знает Шаура Шакурова, о чем свидетельствует признание ее творческих успехов как на республиканском, так и на российском уровне. Упомянем приз за лучший сценарий к фильму «Пусть ветер унесет мои слова» на «Серебряном Акбузате» и на чебоксарском Международном кинофестивале-2015. Или успешный сценарий «Причал», навеянный знаменитой лентой «Человек дождя» с Дастином Хоффманом в главной роли и вошедший в шорт-лист Всероссийского фестиваля кино и театра о современности «Текстура».

Всё, что нам нужно, это любовь

Книга «Пусть ветер унесет мои слова…», за которую писатель, сценарист и драматург Шаура Шакурова выдвинута на престижную премию, вышла в издательстве «Китап». К тому времени я уже посмотрела короткометражку Айнура Аскарова и была совершенно очарована темной мистической музыкой Камиля Абдуллина, мрачной тайной дремучего леса, где пропадают близняшки — герои фильма, и прекрасной игрой актеров. И древней легендой о двух братьях, превращенных самым страшным проклятием — проклятием матери — в двух птиц, обреченных никогда не встретиться друг с другом. Казалось бы, все сказано и добавить больше нечего: отчаянное проклятие все же развеялось по ветру: «Для меня самым главным было дать надежду героине. Очень хотелось переписать эту притчу, дать положительный исход, чтобы героиня смогла преобразиться, стать настоящей матерью», — рассказывала Шаура.


Я открыла книгу: «В доме было сумрачно…». И потекла, полилась не хуже древнего сказания повесть о двух женщинах в отчаянных поисках счастья, о двух дорогах, которые выбрала каждая — а выбор есть всегда. Одна, Рита, бросившая маленькую дочку в неистовом желании любви, надежного плеча. Мы так и не узнаем, что стало с прекрасной Ритой, будто безумный рывок в никуда с приезжей знаменитостью завел ее в далекий тупик. Найдет ли она долгожданный покой и счастье — решать читателю.


И вторая — Сара, та самая дочка, чуть было не повторившая судьбу матери, одна растившая двух непоседливых мальчишек и также погнавшаяся за призраком любви. Сара оказалась мудрее матери, все простив и поняв: «Она лишь хотела узнать, как Рита прожила эти годы. Сара не судила свою мать. …Ведь она сама едва не совершила подобную ошибку… Самое главное в жизни — это любовь». Любовь постылого мужа Риты Тамерлана, любовь неприметного Искандера, всю жизнь ждавшего Сару, Искандера с горячим, открытым сердцем. И всепонимающая, беззаветная, самая чистая и святая любовь — любовь матери к своим детям. Любовь Сары к двум своим сыновьям, ведь «каждый миг, проведенный с детьми, никогда не повторится».


А крылья, что ж, — они есть не только у несчастных разлученных братьев, мечущихся в горьком одиночестве по свету. «Мальчик раскрыл книгу. На одной стороне была картинка с парящим беркутом: «Беркут видит через сорок перевалов, в нем живет дух наших предков. Он охраняет своих потомков».

В двух шагах от счастья

Если первый роман более-менее известен читателям по фильму, то второй — «Лунные волки» — интриговал красивым и мистическим названием и обещал захватывающий сюжет. Как оказалось, вполне оправданно. На ставший дипломной работой Шакуровой роман легендарный сценарист советско-индийского фильма «Али-Баба и сорок разбойников» Борис Сааков напишет хвалебный отзыв.


Как рассказывала сама Шаура, «в 2005 году во время этнографической экспедиции в Бардымский район я записала отрывок истории. После Гражданской войны возвращался солдат домой. Шел день и ночь, уже почти дошел до своего аула. Но ночью кто-то подкараулил его и убил. Все, что было связано с его гибелью, так и осталось тайной. Солдат прошел всю войну и погиб в двух шагах от дома. Гибель на войне — дело обычное, но в двух шагах от счастья... Это не только меня зацепило — людей тоже: век прошел, а они все вспоминают это». Из короткой, но действительно цепляющей истории родился мистический роман. В «дипломный возраст» автора не верится. Кажется, будто повествование ведет человек, проживший долгую жизнь, на глазах которого рождались невероятные истории, о которых люди потом слагали легенды. При этом человек, с глубоким почтением и пониманием относящийся к преданиям, обычаям, традициям своего народа.


И, к слову, как ни стараются наши кинематографисты переплюнуть Голливуд с леденящими душу ужастиками, видно, не читали они страшную притчу о проклятой деревне, защитить которую пытались мудрые, сильные лунные волки. Автор пишет так ярко, чувствуя силу каждого слова, что все зримо встает перед глазами: старая ведунья Асма, продавшая когда-то счастливую жизнь обычной деревенской женщины за вещий дар. Чудовищный Темный лес, наводящий морок на неосторожных путников, затерянный аул, то погибающий от невыносимой жажды, то тонущий в водах нового потопа. Поседевший за ночь преступник, которого кружило и морочило проклятие. Огромный тускло-желтый глаз луны, наливающийся алым кровавым цветом в час беды.


И те самые лунные волки, ревнители справедливости и предвестники несчастья: «По дороге к аулу беззвучно неслась стая огромных серебристо-синих волков. Они были как неведомая доселе армия, их лапы одновременно касались земли, комья снега летели в разные стороны. В кромешной тьме блестели только их ярко-синие глаза и угрожающе белые клыки. В ауле установилась мертвая тишина…».


Повествование сжимает сердце в кулачок, заставляя замирать в предчувствии неминуемой трагической развязки. Устоит ли главная героиня романа юная Салима перед обрушившимся на нее ужасом и ненавистью всего аула, помогут ли всесильные лунные волки? Каждый грех должен быть искуплен, иначе нет спасения ни убийце, ни близким его…


Упомянем рассказы, вошедшие в сборник, в которых хорошо, казалось бы, знакомая Уфа, увиденная зорким глазом писателя, представляется совсем другой. В которых старенький поезд плывет, как в седой древности караван верблюдов сквозь пекло среднеазиатской степи. Герои которых — люди, живущие бок о бок с нами, с теми же заботами, теми же неустанными поисками счастья, покоя и капельки любви. В которых каждое слово легло на свое место и заиграло своими красками, а трагическое сплелось в неразрывном тандеме с комическим. Все как в жизни.
Читайте нас: