Мало сказать, что работы профессиональных художников, выставленные в залах галереи «Ижад», многим полюбились — публика начинает чувствовать некий зуд в кончиках пальцев — и, пожалуйста, нас приглашают на мастер-классы, один другого увлекательнее. Это живопись маслом, акварель, роспись по ткани, текстиль, ручное ткачество, плетение из бумажной лозы, фигурки из пищевой фольги, керамика.
Вот гончарное-то дело и приглянулось моей внучке Марьяше. Не на всех занятиях, которые шли все лето, нам удалось побывать, но все-таки на память остались декоративная тарелка, подсвечник и шкатулочка.
Занятия проводит Юлия Ларц, мастер студии художественной керамики «Терракота». Как много хитростей гончарного ремесла она знает, как ловко двигаются ее пальцы, когда она начинает глины ломоть «и давить, и мять, и месить, и молоть»... Прямо как в песне Окуджавы!
Декоративная тарелка лепилась с помощью натурального листа лопуха. Юлия раздает фартуки, тряпки-подложки, пласты глины и «волшебные» палочки: тонкие палочки для суши, скалки, кисточки. Теперь глину нужно ровно раскатать, наложить сверху лопушок и примять. На глине отпечатываются все жилки и морщинки. Лист снимают. Палочкой срезают излишки глины, кромки заглаживают. Готово? Нет еще.Теперь лист надо раскрасить, где сделать темнее, где светлее, где добавить охры или бордо.
Но и это еще не все. Готовые изделия Юлия заберет в мастерскую для обжига в муфельной печи при тысячеградусной температуре. Для подсвечника из раскатанного пласта глины вырезают по шаблону правильный прямоугольник — тулово. На боковых срезах делают надсечки, сворачивают цилиндр и тщательно заглаживают пальцами все его изгибы. Сложное дело. Не сразу получается, все трещинки непрошеные лезут. Потом вырезают и приклеивают шликером (глина, разведенная до густоты сметаны) донышко.
Дело дошло до декорирования. Насквозь прорезные сердечки, лепестки, листочки, россыпь маленьких дырочек, отпечатки кружев, оттиски веревочки — все идет в ход, фантазия не знает границ.
На третьем занятии изготавливалась изящная шкатулка в виде плода граната, с ребрышками, с приоткрытым наверху чашелистиком, с градацией красного цвета от розового до пурпурного. Красота необыкновенная! Но сколько же трудов она требует. Марьяша прямо умаялась: лепила и заглаживала округлости, обхлопывала деревянной лопаткой для придания жесткости и формирования тех самых ребрышек, отделяла крышечку и опять заглаживала уже изнутри.
Крышка получилась кривоватой. Но моя девочка решила считать это авторской задумкой. Главное, такого нет ни у кого!