Тепло и уютно в доме Николая Ефимовича Артамонова, хормейстера и руководителя народного фольклорно-этнографического ансамбля «Вастома». Так и притягивает к себе русская печь (перейдя на газовое отопление, от нее не отказались), тут и мордовские костюмы, и балалайка…
«Ему — культура, мне — торговля…»
Хозяева только что проводили сватьев, а супруга Николая Ефимовича, Мария Ивановна, уже опять хлопочет на кухне — ждет односельчан, они успели соскучиться по песням Николая. Так уж случилось, что целый месяц пролежал он в больнице и свое 55-летие встретил в палате. Люди идут, чтобы послушать его, объясняет Мария, которую муж ласково называет моя Маруся. Она собралась было на работу идти, в местный магазин (четверть века уже там трудится), но при появлении корреспондентов решила задержаться.
— Ему — культура, а мне — торговля, — говорит, улыбаясь, Мария Ивановна, хотя она и сама пела в ансамбле, поддерживая мужа. — Сейчас ведь люди как живут? Что-то для дома хотят купить, а он старается культуру сохранить, деревню. Отпускные получил — поехал в Саранск и две сумки книг привез на мордовском языке, сейчас вот вышел из больницы — стал древний ткацкий станок вырезать из дерева, до этого свистульки из глины делал, матрешек.
Ансамбль «Вастома» известен далеко за пределами республики. Особенно плодотворным оказался для коллектива прошлый год. Были и призы, и дипломы победителей, и грант главы республики. Завершающим аккордом стало участие в торжественной церемонии закрытия Года культуры в Башкортостане. Идейный вдохновитель, конечно, Николай Ефимович, хорошо знающий мордовскую культуру, историю своего села и свою родословную до восьмого колена.
25 лет он преподавал мордовский и русский языки в школе села Садовка, говорит, работал бы и дальше, если бы школу не закрыли…
— Откуда у вас такой голос, любовь к родной культуре? — спрашиваем у него.
— У нашей мамы Василисы Осиповны Кочкуровой был красивый голос, и пела она чудесно. Нас росло семеро, я пятый. С детства мы разговаривали на мордовском языке, пели. И дети наши знают свой язык…
Не раз приходилось слышать на концертах выступление участников этого уникального ансамбля. Часто поют они а капелла, восхищая чистым звучанием многоголосия.
— Вот такие пояса были у марийцев, мордвы и у русских старообрядцев, — Николай Ефимович знает все тонкости народных костюмов. Об эрзянских он нам рассказал и в клубе, показывая глиняные куклы (тоже сам делал). Основной одеждой у мордвы эрзя была рубаха туникообразного покроя — панар, ко- торая украшалась вышивкой и тесьмой. А руця — это верхняя распашная одежда. Поверх надевался передник — икельга патя, украшенный вышивкой. А женский головной убор назывался сорокой, его также украшали вышивкой, блестками, бисером...
Вся премудрость — от бабушек
Любовь к родным песням от старожилов, бабушек. Поэтому просим Николая Ефимовича познакомить нас с ними. И вот идем к дому Нины Леонидовны Почаниной.
Она рассказала о своей жизни. Родилась в 1941 году. Судьба ее не баловала: один из семерых детей, сын Владимир, погиб в армии. Муж умер рано, и жить пришлось со свекровью — 35 лет вместе делили и радости, и горести. Дояркой работала. Утешением в будни и праздники была песня. «Мордва — народ дружный, веселый. Помню, до двух часов ночи пели, а в пять утра уже были на ферме. Все успевали».
Узнав о нашем приезде, поспешила в дом к подруге Татьяна Григорьевна Трифонова, активистка ансамбля, в котором пела, пока силы были. Тоже дояркой работала. Сокрушается, что колхоз разорился, а раньше-то и капусту сажали, и огурцы, и помидоры, даже арбузы свои были.
Обеих женщин объединяет любовь к песне и, несмотря ни на что, умение радоваться жизни.
Вастома — значит «встреча»
— А начинался ансамбль «Вастома» с того, что собрались энтузиасты, которые хотели петь родные песни, открыли бабушкины сундуки, стали шить самотканые пояса… Мордовский национально-культурный центр оказал большую помощь в приобретении костюмов, — рассказал Николай Ефимович. Сам он ездил в Саранск, наладил связи с книжным издательством. Кстати, в столице Мордовии, осуществляя мечту отца, окончила филологический факультет государственного университета имени Н. П. Огарева и дочь Татьяна.
Новомодная оптимизация больно задела Садовку. Когда не стало хозяйства и молодежь начала уезжать в город, закрыли школу и детский сад. Обращение сельчан в вышестоящие инстанции по этому поводу ничего не дало. И сегодня фольклорно-этнографический ансамбль — это единственное, чем может похвалиться Садовка. А когда-то идею Николая Ефимовича не воспринимали всерьез даже некоторые односельчане. Несмотря ни на что, мы не услышали от него жалоб, хотя видели, что и потолок в клубе протекает, и есть проблема привлечения молодежи в самодеятельность.
Как-то тепло стало на душе от этой встречи с Садовкой, с ее уникальным песенным народом.