Все новости
Культура
18 Марта 2014, 15:23

Пески времени рассказали древнюю сказку

В башкирском театре кукол состоялась уникальная премьера

Постановку «Урал-батыра» уже ждут на двух международных фестивалях.
Постановку «Урал-батыра» уже ждут на двух международных фестивалях.
Спектакль поставлен по мотивам эпоса «Урал-батыр». Аудитория кукольного театра особенная, маленькие театралы не скрывают своих эмоций, их невозможно обмануть, их расположение нужно заслужить. Современных юных зрителей уже нельзя заинтересовать тем арсеналом, который долгое время стоит на вооружении у классических театров. Режиссер Ильмар Альмухаметов, художник-постановщик Валерий Яшкулов, автор пьесы Владимир Аношкин и легендарный педагог Щукинского театрального училища Ирина Филиппова, отвечающая за хореографию, постарались это учесть. И выбрали непростую тему для детской постановки — фольклорный эпос. Рискнули они не зря. Постановка получилась динамичной, интересной и своеобразной.
В спектакле нет привычных для нас декораций, лишь экран со сменяющимися на нем картинами одного из самых известных российских художников по песку Виктории Пархомен- ко. Это завораживает с первого взгляда — смутные струящиеся полутени песчаных фигур не отвлекают от властвующего на сцене буйства красок. В постановке нет и столь привычной для театра кукол шир- мы. Зато есть живые актеры, держащие кукол в человеческий рост, их лица спрятаны, одежда неприметна, все внимание обращено на куклу, одетую в башкирский народный костюм, но движения у куклы человеческие! Так достигается впечатляющий реализм происходящего.

Сцены, словно в цветастом калейдоскопе из полузабытых детских снов, сменяют друг друга.
Вот кукла, которая одним движением руки актера, обтянутой струящейся тканью, превращается в живого джигита.

«Урал-батыр» сложно назвать просто спектаклем, скорее это пластическая постановка.
Актеры выражают эмоции с помощью языка тела. Нежные движения сказочных лебедей, резкие, властные движения демонов заставляют поверить в происходящее не только взрослых, но и детей. Мож- но сказать, что отдельную «роль» в пьесе играет... ткань, придающая танцам особое очарование. Изящный полет материи, стремящейся за руками актеров, всегда неповторимый, позволяет воссоздать такой желанный для детей элемент волшебства. Поэтому в спектакль введен и необычный световой элемент. Грамотная постановка света позволила создать безумную атмосферу ада, кишащего демонами, и ласковый уют теплого дома, где главного героя всегда ждут. Экспрессия сменяется нежностью, динамизм — изяществом. В этом противопоставлении привычная классика становится смелой, дерзкой, своеобразной.

Напомним, что на постановку спектакля был выделен грант президента республики.
Думается, сред- ства были потрачены не зря: Башкирский театр кукол уже пригласили с этим спектаклем на два международных фестиваля. Еще одним немаловажным фактом для театра стало возрождение традиции вечерних спектаклей, которая, думается, будет с удовольствием встре- чена как маленькими, так и взрослыми зрителями.
Кстати

«Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад. В 1910 году Мухаметша Бурангулов записал эпос со слов двух сэсэнов-кураистов: Габита из аула Идрис и Хамита Альмухаметова из аула Малый Иткул. По легенде, после записи этого эпоса Бурангулов подарил сказителям коня, а сам вернулся домой пешком. Впервые эпос «Урал-батыр» был издан с сокращениями на башкирском языке в журнале «Агидель» в 1968 году. В республике многое делается для популяризации эпоса. В Башкирском театре драмы имени М. Гафури поставлен спектакль «Урал-батыр», создан научно-популярный фильм «В поисках Акбузата», разработан туристический проект «Золотое кольцо Башкортостана: дорогами эпоса «Урал-батыр». Ежегодно проводится конкурс на лучших чтецов эпоса. «Урал-батыр» является одним из семи чудес Башкортостана и включен в список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ. Не так давно также на средства, полученные благодаря гранту президента РБ, был снят одноименный мультфильм.

Башкирский театр кукол в течение длительного времени искал подступы к великому эпосу, который более 30 лет назад уже был воплощен на его сцене.

Уникальную постановку Владимира Штейна помнит старшее поколение зрителей.

Те, кто помоложе, в середине 90-х могли видеть спектакль «Песнь сэсэна» — своеобразную адаптацию «Урал-батыра».
Читайте нас: