Все новости
Культура
13 Марта 2014, 18:16

Прораб хулителей не слышит

Церетели не раз говорил: критикуйте! Это для меня лишняя реклама. Прислушаемся к мэтру

К памятнику «Слеза скорби» отношение неоднозначное.
К памятнику «Слеза скорби» отношение неоднозначное.
Руки скульптора-монументалиста и мужа грузинской княжны Зураба Церетели оказались гладкими, как у младенца. И это было открытие номер один. Вторым стала его глухота. Ну а третьим — среднесуточную дозу творческой потенции Церетели составляют две картины масштабом метр на 80 см.

В последний день зимы к нам привезли Зураба Церетели со свитой вместе с выставкой картин с монументально-географическим названием «Москва — Нью-Йорк — Париж — Уфа». Правда, название нашего города появилось там внезапно и (уверена почти на 100%) ненадолго. На федеральных афишах Уфы нет. Да и откуда ей там взяться? Сложилось стойкое ощущение, что идея привезти в Башкирию больше 80 произведений искусства прославленного мастера родилась спонтанно и влетела организаторам в копеечку.

Отвечая на вопросы журналистов, Церетели мучился. Во-первых, потому что плохо слышит, во-вторых, пришлось выкручиваться. Уфимские «перышки», с обожанием глядя на мэтра «лужковского стиля», просили то подарить скульптуру Нуреева, которую Церетели неосмотрительно показал залу, то создать памятник башкирским воинам. Естественно, бесплатно. Зурабу Константиновичу хваленая щедрость изменила — идею безвозмездной помощи «украсить» Уфу предпочел не расслышать. Он мастерски уходил от неудобных с его точки зрения вопросов. Спрашивают про отношение к критике — он ударяется в воспоминания, спрашивают о темах творчества — сетует, что «не понимают сейчас искусства, не понимают».
Зато долго рассказывал про 126-метровый памятник, который установят в Америке, про то, что он не скульптор, а прораб, и что сейчас в монументалисты идут женщины, а не мужчины.
В конце встречи Церетели задушили башкирским гостеприимством: нахлобучили на него какую-то мантию и сыграли на курае. В этот момент лицо 80-летнего мастера стало похоже на лицо индейца, в которого мечут дротики. Чуть позже такое же выражение появилось почти у всех, кто посетил экспозицию. Нет, все, конечно, улыбались, фотографировались. Ситуация до боли напоминала сказку, где никто не решался сказать, что «король-то голый».

Критерии оценки художественных произведений — ахиллесова пята искусства. Всегда вкусовщина «нравится — не нравится», и нет универсальной формулы «вот это хорошо, а вот это плохо». Пожалуй, единственный ориентир — индивидуальный. Задело или нет?
Можешь оторвать взгляд от работы художника или хочется смотреть, слышать, дышать, чувствовать?
Картины Зураба Церетели не оставили во мне ни-че-го. А в вас?
Джерси слезам не верит
Памятник Зураба Церетели «Слеза скорби» открыт в США на берегу Гудзона.

Скульптор сообщил, что памятник был задуман «как отклик на события 11 сентября 2001 года, когда два самолета Boeing врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра».

176-тонная скульптура состоит из 30-метрового прямоугольного бронзового пилона (очертаниями напоминающего одну из башен Всемирного торгового центра, подвергшегося атаке террористов), середина которого расколота страшной рваной раной, в центре которой висит 11-метровая слеза из никеля весом 4 тонны.

Выбор места для установки памятника «Слеза скорби» сопровождался скандалом. Мэр Джерси-Сити Эл Харви Смит заявил в интервью телекомпании CNN, что «слеза — это скорбь, а в истории города и без того хватает горя и слез». По его словам, аналогичного мнения придерживаются и 9 из 10 жителей Джерси-Сити.

Ассоциация жителей проводила кампанию против памятника. В скульптуре «используется банальный символ печали, и его банальность усугубляется большим размером», написал недовольный художник в Hudson Reporter.

Церетели — автор десятков гигантских скульптур, стоящих по всему миру. Среди них композиция «Добро побеждает зло», установленная перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке: святой Георгий, пронзающий копьем двуглавого дракона среди гильз ядерных ракет. Есть еще статуя Колумба высотой почти 100 м, отвергнутая пятью американскими штатами, прежде чем ее согласились взять пуэрториканцы.
Кстати

Провалом закончилась попытка Зураба Церетели установить многометровый памятник Иосифу Сталину в Волгограде. После бурных обсуждений отцы города отказали мэтру. Не соблазнило даже предложение сделать это за счет средств самого скульптора.

И тогда титан монументалистики подарил городу… бегемота. Высота бронзового зверя всего 1,5 метра. Это самый маленький памятник, когда-либо изготовленный Зурабом Церетели и установленный в общественных местах.
Читайте нас: