Хочу высказаться о самом важном — о развитии духовной культуры, дефицит которой мы стали испытывать в последние годы. Ведь именно это привело к трагическому событию в Москве, когда школьник взял в руки оружие и совершил тяжкое преступление в родной школе.
Я выросла в глухой башкирской деревне, куда можно было добраться по тайге только верхом на лошади, пешком или на плотах, где не было ни света, ни связи, а почта приходила один или два раза в месяц. Детство послевоенного поколения было трудным, но мы чувствовали себя счастливыми. И сейчас я считаю свое детство счастливым, несмотря ни на что.
Да, у нас не было многого из того, что имеет сегодняшнее поколение — и недоедали, и одевались плохо, не знали городских манер, но в большинстве своем мы стремились к высоким идеалам, а ведь они как раз и составляют основу любой культуры. Нас учили гордиться своей страной, любить ее, как родную мать, учили уважать другие народы и дружить.
В нашей глубинке мы не так часто видели фильмы, зато слушали радио, работавшее на огромных батареях, которых хватало всего лишь на полгода. Но я счастлива, что имела возможность слушать музыку, песни разных народов, которые транслировали из Москвы.
Я училась в башкирской школе и впитала все тонкости родного языка — в любой сфере, будь то математика, химия, физика или биология.
Когда поступила в педучилище, у меня не было разговорной практики русского языка, хотя взахлеб читала русскую классику. Адаптироваться было очень сложно. Но у нас были великолепные преподаватели, эвакуированные в свое время из Ленинграда. Они терпеливо слушали наши ответы на ломаном русском, учили нас и дали хорошее образование. Так росло наше поколение.
Началась так называемая перестройка. Разлетелась на куски не только страна, но и наша культура, наша духовность. И мы уже начали вкушать плоды этого безвременья: выросло целое поколение, воспитанное в это смутное время.
Недавно прочитала в интернете письмо одного студента, отучившегося 5 лет в США и по возвращении на Родину засобиравшегося обратно. Вот отрывок из него:
«Мне противны ваши обычаи, ваша лень, ваши драки, ваша наглость. Вы не умеете работать, не имеете никакой деловой жилки, по сути вы все — рабы, а жалуетесь на начальство, которое вас зажимает.
Вы неприветливы, ходите с хмурыми рожами, никогда не улыбнетесь, и по виду понятно, что у вас снега зимой не допросишься. Если тебе не нахамили в магазине, на улице, в транспорте, то считай, что день прошел хорошо.
Ненавижу, как вы обставляете жилища — уродская мебель из ДСП, уродские слоники, уродские писающие мальчики, уродские ковры на стенах. И никакой индивидуальности.
Ходишь по знакомым и даже не можешь понять, у кого только что был.
Вы все нищие, жалуетесь на богатых и ненавидите их, но все же мечтаете ими стать.
Ваши чиновники — все воры и вымогатели, без взятки невозможно получить ни одну бумажку. Мне надо было поменять паспорт, так тетка в паспортном столе сверлила меня глазками и намекала на что-то, а когда я не понял, написала мне такой список требуемых бумажек от царя Гороха, что все стало ясно.
Все ваше искусство — подражающее Западу. Я чуть не сдох от стыда, когда три года назад приехал на каникулы с другом-американцем, и из всех щелей неслась на картавом английском какая-то унылая дрянь. Нет ни одного оригинального сериала, все слизано с американских, причем не с самых лучших. Мне было очень стыдно. Я-то ныл товарищу про великую русскую культуру, а у вас нет ничего своего, во всем узнаешь американщину, причем не самых лучших образцов. Кстати, народного творчества вы стыдитесь. А на Западе никому не стыдно за кантри-музыку, у нее своя огромная ниша, и многие кантри-музыканты популярнее поп-исполнителей, у вас же все краснеют при упоминании балалайки».
Прошелся он и по нравственности наших девушек.
Больно было читать это — человек вырос без любви к Родине, без желания служить ей, хотя есть и горькая правда в его словах. Особенно об искусстве. Да, идет американизация культуры. Нам насаждают чуждую идеологию. К счастью, в нашей республике бережно относятся к национальному искусству, в том числе и к русскому. Обидно только, что книг издается все меньше, и на местах днем с огнем не найти изданий на башкирском, татарском, чувашском и других языках — торгуют только тем, что приносит прибыль. А ведь именно книги на родных языках способствуют формированию высокой нравственности, приобщают к национальной культуре. Да и на русском все больше низкопробное чтиво.
Культура нашей республики — чудное, тончайшее переплетение того, что накопили за свою историю народы, живущие здесь, — и в первую очередь башкиры, русские и татары. Вот и нашу Уфу называют в шутку «Три шурупа». Я написала недавно стихотворение, которое так и называется и в котором говорится, что три народа создали этот город и республику в содружестве других народов.
Как говорил один известный человек, мы обречены жить вместе, а значит, должны делать все, чтобы нам всем жилось хорошо. Это и есть высокая культура.