В первый день января БСТ побаловало премьерой полнометражного — что по нынешним временам не так-то легко, а потому и дорого во всех смыслах слова — фильма «Любовь и звезды».
Вначале, конечно, было слово, то есть мысль, принадлежащая автору идеи — Артуру Идельбаеву, облеченная в слово — сценариста Айгуль Утягановой. И, естественно, не обошлось без режиссера — Ильдара Гилязева, который в процессе съемки вмешивался во все, в том числе и в литературную первооснову.
Ильдар Гилязев заслуживает отдельного внимания, потому что является, с одной стороны, нашим земляком, а с другой — приглашенным режиссером, именуя себя скромным учеником Марка Захарова. Уехав из Уфы на стажировку в «Ленком», так пришелся там ко двору, что остался в прославленном коллективе. На десять лет. Выпустил пьесу «Приглашение на репетицию» для двух актеров, написанную болгарским классиком Валерием Петровым. Роман Гилязева с «Ленкомом» длился до смуты 90-х годов и был отмечен его участием в знаменитой постановке «Оптимистическая трагедия».
— Непонятно почему, но ко мне Захаров отнесся очень радушно — до этого ни один из стажеров в театре так надолго не задерживался, — рассказывает Ильдар. — Я пришел на репетицию — мама дорогая! — сидят Абдулов, Чурикова, Леонов, Збруев. Ну, потихоньку втянулся. С тех пор в разных городах и странах я много чего поставил, но именно там дело и работа как нигде объединяют людей в один живой организм. Во время перестройки меня взбаламутила журналистка из «Комсомолки» Ольга Кучкина, написавшая пьесу о Сталине и Аллилуевой. И мы открыли свой театр «Кольцо Мебиуса». Опять-таки не без участия Захарова. Он приютил нас в «Ленкоме» же, на малой сцене. Да и банкет по случаю премьеры состоялся в его кабинете.
С Болгарией Ильдара связало не только «Приглашение», адаптированное, правда, к российским реалиям и со страхом показанное на гастролях на родине автора. Автор это дело одобрил. А поощренный Ильдар поставил в Болгарии «Собачье сердце», считаясь на Западе, к собственному удивлению, специалистом по Булгакову. «Вообще, мистический, конечно, писатель, — считает режиссер, — вот представьте, вышли как-то после репетиции через служебный вход, смотрим — стоит собака. И прямиком направляется к Ивану Черкезову, игравшему Шарикова. Она у нас жила в театре. Актриса пришла сама. Идея, вообще, у меня возникла интересная: Шариков — монстр только поначалу, а затем превращается в красавца, наглого, конечно, но красавца. И когда возвращается в свое собачье обличье, появляется его пассия Васнецова — беременная. Думаю, Булгакову бы понравилось».
Поставивший вместе с Артуром Идельбаевым спектакль «Последний из рода Гайне», Ильдар особо и не сомневался, получив приглашение приехать в Уфу и поучаствовать в создании новогодней сказки для взрослых. Они, как известно, в этот праздник теряют бдительность, становясь на одну ночь доверчивыми, как дети.
Сюжет ее современен и вечен, как вечна борьба добра со злом. Когда на песенном конкурсе выигрывает никому не известное юное дарование, ясно, что существует опытная соперница, которая, собственно, в своем успехе и не сомневалась. Молодой талант валится невесть откуда, как снег на голову, и с ним, конечно, надо бороться. Способ известен и проверен — подстава. Мир дарования рушится, в воронку интриг втянуты все окружающие: молодой человек, старшее, ни в чем не повинное поколение. Какой конец у этого клубка интриг и страстей, думается, всем известно. В Новый год зло просто обязано все осознать, повиниться и извиниться. «Словом, это приятное сочетание мелодрамы, музыкального фильма и сказки, в какой-то степени. И мы этого не стеснялись, — считает Ильдар. — Дело не только в празднике. Надеемся, зрителям захочется вернуться к доброму фильму и первого февраля, и в мае, и летом».
Сотни декораций, десятки актеров, тысячи костюмов были использованы для съемок. Самой массовой сценой стал флешмоб сотрудников ГИБДД на площади Салавата Юлаева. Стрельба на полигоне, вертолет и даже золотой микрофон с алмазами — все это имеется в новогодней истории любви.
Лента собрала звездный состав поющих и играющих актеров: это папа и сын Гафаровы — Азамат и Фидан, Ильнур Салимгареев из Молодежного театра, Вахит Хызыров, обнаруживший, кстати, недюжинные артистические способности (между прочим, как оказалось, он еще и рассказы пишет — и весьма талантливые), Альфия Алчурина. В роли злодейки — Анжелика Якусева, топ-модель с артистическими способностями. О юном даровании — отдельно. В главной роли — пятнадцатилетняя Инза Идельбаева, на «пять» справившаяся с довольно трудной ролью. Поскольку фильм музыкальный, не последнюю роль играет выбор композитора. Музыку к фильму написал Урал Идельбаев, которого Ильдар называет не иначе, как любимым композитором и давним другом, мелодистом от Бога.
— Я работаю с БСТ первый раз, — рассказывает Ильдар. — И считаю: мне фантастически повезло. Здесь работают профессионалы своего дела. Виртуозно владеющие секретами своего ремесла, умеющие работать как одна команда.
Продолжатель театральной династии Гилязевых. Его отец, лауреат Государственной премии РБ имени С. Юлаева Габдулла Гилязев с 1966 по 1983 год был художественным руководителем Русского драмтеатра. Ныне имя Габдуллы Гилязева носит малая сцена. Ильдар — театральный режиссер, актер. Играл в Одесском ТЮЗе. Театральные работы: Татарский театр «Нур» — «Бесстыжая сестра», «Птичка певчая», Башкирский театр драмы имени Мажита Гафури — «Последний из рода Гайнэ», Театр Российской Армии — «Вишневый садик», «Ленком» — «Аквитанская львица», телеканал «Культура» — «Аврорин бисер», Оренбургский драмтеатр — «Европа подождет!» («Стакан воды») и другие спектакли. Успешно сотрудничал с Марком Захаровым, Глебом Панфиловым.