Идеально грамотных людей во все времена было мало: высокие чиновники, рассеянные ученые и даже писатели далеко не всегда блистали совершенством письма и плавными оборотами правильной речи. А к человеку, умеющему жалостно составить просьбицу, всегда выстраивалась очередь страждущих. Словом, жизнь еще столетия два назад была проще: дворяне говорили по-французски, остальные — кто как умеет.
Так почему же все громче именно сейчас раздается негодующее роптание грамотного меньшинства, некомфортно чувствующего себя среди людей, которые «ложат» продукты в сумку и «ездиют» на маршрутке до дома?
Грамотность вроде как делит нас на «своих» и «чужих». Всегда приятно поговорить с человеком, владеющим правильной, образной речью. Помнится, в какой-то телепередаче, очаровательно грассируя, рассказывала о своем горьком эмигрантском бытие Татьяна Лещенко-Сухомлина — певица, актриса, писатель, переводчик, поэтесса из дворянской семьи Лещенко. Тут зритель — и слушатель — ловит себя на мысли, что скорее чисто эстетически наслаждается плавной, как песня, виртуозно правильной речью, нежели вникает в смысл повествования.
Так что недаром наравне со страстями по ЕГЭ существует такая забава для всей страны, как Тотальный диктант. Он заразил азартным желанием доказать, что и ты — по ту сторону словесных баррикад, где «положат» в пакеты купленное молоко и «уедут» домой на троллейбусе. А в общем, этой проблемой народ не заморачивается: заявления, например, пишутся по образцу. Для сочинений посложнее — Word вам в помощь: красненьким подчеркнет — поправите, зелененьким — разобьете на два простых предложения.
Так что не надо тоскливым взглядом провожать кондуктора, призывающего: «Оплатите за проезд!» Ведь вы-то знаете: можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд». Вы все еще «звОните»? Тогда мы «приЙдем» к вам! Образованные же люди говорят: тебе друг звонИт, позвонИшь маме, приЙТи. Но в будущем времени: приду, придешь, придут.
Эксперты опасаются, что на грамотность повлияли и новые технологии. Директор института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз сетует, что из-за компьютерных программ — например, автоматической проверки орфографии и пунктуации — люди расслабились: если раньше автор перепроверял написанное, то сейчас он окончательно доверился машине. Забавная деталь — в наших текстах стало больше запятых, так как компьютер иногда ставит их даже там, где не надо. «Нез наю», «генирал» и «через-чюр» — возможно, именно такие, уже не вызывающие недоумения слова, мы увидим в газетных материалах лет через пять, когда первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники.
Так что для вас грамотность — потребность души или назойливая, внушенная в школе привычка проверять безударный слог ударением?
учитель русского языка и литературы одной из уфимских школ:
— Что радует: год от года продолжает снижаться количество грубых фактических ошибок. Великую Отечественную войну, например, довольно уверенно отделяют от Отечественной войны 1812 года, Ленина не путают с Ельциным, 1920-е не путают с 1990-ми. Однако нарастает какой-то шквал некоего «наивного письма». Школьников надо учить просто писать тексты — учить внятно и более или менее не по-детски излагать свои, если не мысли, то хотя бы знания.
Ирина Малюшина,
мама десятиклассника:
— Школьники не учатся, потому что их не учат. Педагогам лишь бы отбарабанить положенное и уйти домой. А что там с учениками, поняли или нет, есть ли у них вопросы, их абсолютно не волнует. За домашнее задание, скачанное в интернете и распечатанное на
принтере, ставят «отлично». Да и проверяют формально — наставили знаков разных в тексте или на полях — и все, типа, проверили. Виноваты только безответственные и равнодушные учителя. Причем их готовили такие же педагоги в институтах.
Прохожий, не пожелавший назваться:
— Безграмотность — это, если можно так сказать, язва желудка. Не открою истину, если напомню: исчезновение языка означает гибель народа. Школьники проводят в обнимку с интернетом большую часть времени? Да пускай! Запустите им там в соцсети мысль о том, что без грамотности — не жизнь. Информация разлетится в мгновение ока и застрянет-таки в голове. А детям в раннем возрасте компьютер вообще не должен заменять книгу. Родителям надо читать им сказки, показывать книги с картинками, разучивать стихи. Все это заложит основы будущей грамотности.
В моем понимании в это понятие еще входят и правильное использование слов нашего языка, и борьба с его засоренностью. Иностранные слова легко могут быть заменены русскими — трейдер, тендер, менеджер, киллер, бонус, дилер. А блатной жаргон! Однажды с женой смотрели какой-то сериал, и каждые пять минут приходилось переводить ей с блатного языка — смог только потому, что в свое время почитал разные словари блатного жаргона.
«До уровня ученого-лингвиста мне, конечно, далеко, но по сравнению с моей подругой-одноклассницей, окончившей физико-математический факультет, считаю себя грамотным человеком, — призналась Земфира из Баймака. — В школе она была отличницей, правила русского языка у нее отскакивали от зубов. Я же, напротив, никогда не зубрила, да и сейчас помню не все. Однако как написать то или иное слово, где поставить запятую, а где — тире, знаю точно.
Почему? Да потому что люблю читать. Подруга же моя после школы погрузилась в мир формул и алгоритмов. Наверное, было не до чтения классики. Видимо, чтобы стать грамотным человеком, знать правила недостаточно. Убедилась в этом окончательно, когда недавно получила от нее смс-сообщение с текстом: «Перезвоню. Мы в цЫрке!».
— А мне крылатую фразу «о великом и могучем» порой хочется перефразировать, — говорит Роза из Сибая. — Первое слово оставить как есть, потому как и красота есть, и глубина, и величие. А вот второе заменить на «могуЩий», от слова «мочь, уметь». Ведь такие шедевры творит наш народ из набора, казалось бы, вполне обычных слов!
Вот невесело продавцу повесить на своем рыбном киоске стандартную табличку «Прием товара». Напишет с фантазией: «Ушла, потому ШТА пришла рыба». Или же в поликлинике над столом у оператора ЭВМ красуется назидательно-грозное: «Вбил данные пациента, не забудь забить адрес!». Звучит ужасающе, но, наверное, по-другому нельзя. Иначе начинающий оператор просто «забьет» на эти важные вещи.
Уважаем нефтяников — пишем с двумя «н»
«Выставленные напоказ орфографические казусы долго искать не надо, — улыбается Ансар Каримов из Нефтекамска. — Вот в нашем любимом городе, например, существует, если верить одной из табличек, улица Нефтянников — с двумя «н» вместо одной. Я об этом говорил людям ответственным, но табличка и ныне там. А на днях в рекламном листке, которые во множестве кладут в почтовые ящики, на самом видном месте аршинными буквами приятно провести время пригласило кафе «ЧудеСТница». Опечатка? Но чуть ниже читаем: «Предлагаю искуСТные изделия из дерева и бересты».
А вы ели «козьи наки»? Туймазинцы — да!
«Сегодняшний уровень грамотности просто удручает, — считает медработник Марина Коренева. — О нем можно судить по выступлениям медийных лиц, которые не только не могут избавиться от корявостей вроде «возбУждено» и «углУбить», но и добавляют в свою речь много других подобных нововведений. Продавцы в магазинах даже общеизвестные слова умудряются превращать в перлы, например, «козьи наки», «кукла неволяшка».
Всеобщая безграмотность — это во многом «заслуга» наших педагогов, которые не только сами плохо знают даже базовые правила русского языка, но подчас не умеют логически мыслить. Недавно мне попался опросник, который учитель начальных классов раздал ребятам, попросив, чтобы на часть вопросов ответили родители. Один вопрос сразил меня наповал: мамам предлагалось ответить, при каких обстоятельствах она познакомилась со своей дочкой!
- Ежегодный Международный день грамотности ЮНЕСКО объявило в 1966 году.
- На первом месте по уровню грамотности — Австралия. Россия — на 43-м. На последнем — Кыргызстан.
- Здоровье человека, сказано на сайте ЮНЕСКО, напрямую зависит от уровня его грамотности. Исследования, проведенные в 32 странах, показывают, что среди женщин, получивших среднее образование, вероятность осведомленности о болезнях в пять раз выше, чем среди неграмотных представительниц слабого пола.
Бегут две собаки мимо продуктового.
— Давай забежим, колбаски стырим.
— А ты видишь надпись «С собаками вход воспрещен»?
— Так ведь люди думают, что мы неграмотные.
Школьники из Башкирии лишний раз подтвердили ленивое нежелание обдумать свои перлы на нынешнем ЕГЭ, что не преминул отметить Региональный центр обработки информации.
«В наших сердцах есть с самого рождения пустое место...» — вот уж не знаю, к какой области отнести эти размышления: к русскому языку или анатомии.
«Ветеранов можно сосчитать пальцами» — думается, есть и другой способ.
«Главными героями являются лошади, повествующие о земле» — уважаю, конечно, работяг-лошадей, но ни от одной не слышала рассказ о своем тяжком труде на матушке-земле.
«Здесь мы видим ответственность старого лошадя» — лошади, похоже, вообще пришлись по душе юным жителям нашей сельскохозяйственной республики, да и республика им (лошадям) просто родная, коль скоро они чувствуют за нее ответственность.
«К концу лета я стану человеком» — привет Дарвину: он-то, глупый, считал, что «человеки» на земле появились давненько.