Не сдерживаемая сводами гулких концертных залов, музыка, казалось, заполняла весь мир вокруг, уносясь все выше и выше и замирая где-то на окраинах Вселенной. Так начинался концерт Национального симфонического оркестра под открытым небом «Born in Bashkortоstan» («Рожденные в Башкортостане»).
«Подобные концерты на открытом воздухе давно стали традиционными в Европе, — рассказывает министр культуры Амина Шафикова. — Меня, честно сказать, одолевала зависть: а почему мы не можем устроить нечто подобное у себя? Президент выделил гранты на имиджевые проекты, один из них, доставшийся оркестру, позволил эту задумку осуществить. Сошлось все: нужная сумма, люди, способные обеспечить техническое оснащение проекта. Но это не просто концерт, когда выходит оркестр и начинает играть. Его изюминка в том, что в качестве солистов мы собрали наших ребят, родившихся в республике, но завоевавших признание и славу далеко за ее пределами. Отрадно, что все, кого мы пригласили, нашли в своих напряженных графиках время, выдержали все условия «походных» репетиций. Но несмотря на все сложности, уже сейчас видно, что и участникам, и зрителям все это безумно нравится.
В Европе подобные концерты проходят именно в обрамлении прекрасного природного ландшафта — площадка за Конгресс-холлом просто создана для такого рода представлений. И, к слову, такие концерты мы планируем сделать традиционными, пусть не такими роскошными, но постоянными. В мае-июне будущего года мы планируем осуществить очередной проект. И это будет «Симфоническая ночь».
Природный амфитеатр на берегу Агидели начал преображаться уже со второго сентября: монтировалась сцена, кстати, привезенная из Перми, — точная копия площадки, на которой обычно поет Элтон Джон, принимая участие в подобных мероприятиях. На ней, по оценкам директора оркестра Владимира Рихтера, выступили около 300 человек: собственно оркестр, хор оперного театра и Башкирская академическая капелла, балет, именитые солисты. Монтировались видеоэкраны, один из них устанавливался на строящемся здании гостиницы.
Солисты, имена которых давно украшают афиши лучших европейских концертных площадок, по словам музыкантов, отозвались на приглашение очень охотно, видимо, считая, что малой своей родине давно пора приобщаться к мероприятиям европейского уровня. И выступили, к слову, за очень умеренную плату.
— Все должно быть по высшему классу. Наши зрители заслуживают этого. Львиная доля гранта ушла на оборудование. Кроме того, мы закупили инструменты, которых не хватало в нашем оркестре, и сценические костюмы. Грант работает на будущее: следующий концерт будет, естественно, дешевле, а инструменты, элегантные костюмы, в которых наконец-то сыграли наши музыканты, прослужат не один-два года: это завтрашние праздники для нашего любимого слушателя.
Для композитора и пианиста Андрея Парфенова (Германия), открывавшего, кстати, сезон в Башкирской филармонии, участие в концертах open air не в новинку: за его плечами выступление примерно в десятке таких мероприятий.
Кстати, для нашего земляка этот год оказался особенно удачным: на международном фестивале композиторов «Ensemblia» он получил эксклюзивную премию. А. Парфенов принял в нем участие после того, как признание публики получил его балет «Потерянные дети» — о столь близкой нам трагедии на Боденском озере.
...В темноте, расстилающейся, словно бархатное покрывало, по склонам амфитеатра, разноцветные одежды зрителей казались россыпями конфетти. Будто тяжелые крылья театрального занавеса, опускались ранние сумерки еще теплого вечера начала осени, и от этого сцена, казалось, сверкает и искрится еще ярче и праздничней. Зрители все шли и шли на звуки прекрасной музыки, и лица у всех становились одинаково безмятежными, спокойными и немного отрешенными. И каждый, наверное, думал о счастье...
— Нам, музыкантам, на open air приходится очень тяжело: весь звук уходит в небо. В Германии open air — мероприятие привычное. Здесь это премьера, а как сказал музыкант Кол Поттер, ощущение премьеры — это действительно великое ощущение.