Все новости
Культура
13 Июня 2013, 14:24

Вторая молодость Аксаковского дома

Театр оперы и балета закрывается на капитальный ремонт

Интерьеры театра останутся узнаваемыми.
Интерьеры театра останутся узнаваемыми.
Впрочем, он коснется только исторической его части — самой обветшавшей. Кстати, для любопытствующих: театр состоит из трех архитектурных частей: первая — собственно Аксаковский дом, вторая — бывшее здание облсовпрофа, тоже довольно древнее, 1894 года постройки, и третья — вставка с малым залом, художественными мастерскими, которые были смонтированы в 1985 — 1994 годах.
— Внешне для невнимательного взгляда не изменится ничего, — рассказывает художественный руководитель БГТОиБ Рустэм Сабитов, — не будут снесены ни одна колонна, лепнина, речь идет только о том, чтобы освежить интерьер, привести в порядок обветшавшие конструкции, придать театру более молодой вид. Все будет прежним, изменится только «макияж». Театр должен быть историческим дворцом, а не современным безликим новостроем.

Пожалуй, театр все-таки начинается с фасада, как человек — с одежки, а фасад всего здания оставляет желать лучшего. Некогда его покрасили, но краска тут же облупилась, и в таком горестном состоянии стены пребывают до сих пор. Не оправдавшую себя краску счистят, и кирпичная кладка будет выглядеть так же нарядно, как много-много лет назад. Добавят утеплитель, покрытый плиткой под кирпич, что опять-таки вида здания не испортит. Вообще-то этот процесс начался, и часть здания со стороны Гостиного двора уже застенчиво прикрылась плотным забором.

Сердце любого театра — это зрительный зал. Именно там бушуют страсти, а очарованный зритель доверчиво и охотно предается лукавому обману перевоплощения. Но все же увлеченно следить за приключениями героев приятнее, комфортно разместившись в удобных креслах. «Интерьер зала также останется прежним, но будет выглядеть побогаче, — комментирует заместитель художественного руководителя по техническим вопросам Владимир Макшеев. — Наши роскошные люстры, безусловно, будут служить еще долго, но отдельные элементы будем менять, реставрировать. Глубина кресел и расстояние между ними не устраивает не только длинноногих зрителей, но и пожарных. Они подлежат замене полностью, чтобы соответствовать обновленному залу. Есть и еще одно неудобство для комфортного созерцания спектакля: существуют так называемые «мертвые зоны», из которых видимость оставляет желать лучшего. А у нас их насчитывается 120: особенно галерка — третий, четвертый, пятый ряды. Поэтому после ремонта количество мест — сейчас их 716 — скорее всего, уменьшится». Требует ремонта освещение — ведь на сцене тоже есть свои мертвые зоны — машинерия Бог знает какого времени, наверное, 50-х годов прошлого века. Устарели все инженерные коммуникации: подвод тепла, воды, канализации. Опять-таки для комфорта как зрителей, так и артистов необходимо кондиционирование зала.

Мечта коллектива — подъемная оркестровая площадка, что сможет сделать оркестр полноправным действующим персонажем представления, и сцена, разбитая на 20 подъемных секторов. Немаловажная составляющая спектакля, особенно в оперном театре, — это зрелищность, и от установки современной машинерии она только выиграет. Например, сократится число жестких декораций, зато появятся новые возможности для режиссуры и сценографии. «Когда мы устанавливаем декорации, мы уравновешиваем их грузами, — рассказывает Владимир Макшеев. — Это прошлый век: сейчас в современном театре в ходу беспротивовесные лебедки, которые просто блокируются в случае неисправности, и ничья голова не пострадает. По сути, все артисты, работающие на сцене, находятся в зоне риска. Взять хотя бы пожарный занавес над их головой — 8 тонн веса! Если, не дай Бог, он рухнет, разнесет здание до фундамента. Хотелось бы заменить его современной легкой конструкцией типа жалюзи».

Планы, конечно, мощные, но руководство театра очень рассчитывает на то, что уже к началу сезона 2014 — 2015 года помолодевший Аксаковский дом гостеприимно распахнет двери для своих любимых зрителей. Сами артисты надеются пережить нелегкие времена вместе с театром: ведь останутся нетронутыми малая сцена, репетиционные залы. Новой постановки в таких условиях, конечно, ждать не приходится, но, как полагает Рустэм Сабитов, это не значит, что труппа останется не у дел: будут идти спектакли, концерты, с тем чтобы были задействованы все артисты. Кстати, планируется, что балетная труппа в начале декабря более чем на два месяца уедет в Америку, увозя более 40 спектаклей.

По словам художественного руководителя театра, предварительная стоимость воплощения всех задумок — 400 млн рублей.
КОММЕНТАРИЙ
— Прежде всего нужно понимать разницу между реконструкцией, которая может значительно изменить вид здания, и капитальным ремонтом, который только улучшит его состояние. Так вот, театр оперы и балета переделываться не будет, будет только отремонтирован. Хочу успокоить уфимцев — ревнителей старины: исторический вид здания сохранится. Будут восстановлены крыльца, заменен треснутый гранит. Кирпичный фасад здания приобретет практически первозданный вид: процесс этот сегодня достаточно высокотехнологичный.

Жители города прекрасно знают цилиндрическое здание в сквере около театра, этакая «таблетка». Это вентиляционная камера. От «таблетки» к театру ведет подземный канал, в котором размещены трубы. По ним и гонится воздух для вентиляции помещения. Вот за эту «таблетку» мы и взялись в первую очередь.

Одна из проблем театра — очень тесные помещения касс. Мы предложили построить на «таблетке» кассовые помещения в стилистике самого театра. Запроектированы красивые гранитные лестницы на уровень кассового зала.

Внутри здания театра предполагается полная смена всей инженерии: электрики, вентиляции, освещения, звукового и театрального оборудования.

Старые полы абсолютно не соответствуют статусу театра. Мы предложили заменить их гранитными, которые подчеркнут парадность и торжественность помещений театра. Это предложение сейчас рассматривает министерство культуры.

Нет смысла менять нашу историю, нужно ее подчеркнуть и обновить, акцентировать лучшее, что есть.
Читайте нас: