Вот уже два года на сцене татарского театра «Нур» идет спектакль по пьесе Радика Нурлыгаянова «Озеро моей души». Идет с неизменным успехом, убедительно доказывая, что не боги горшки обжигают и не только драматурги способны проникнуть в сокровенные закоулки человеческого сознания. Интрига в том, что Радик Нурлыгаянов — травматолог-ортопед уфимской больницы № 21, спасший и поставивший на ноги не одного человека.
Случается, талантливые актеры «вытягивают» откровенно слабую пьесу, но «Озеро» к этим случаям не относится. Не злоупотребляя медицинскими терминами, Радик Зуфарович погружает зрителей в атмосферу больницы — маленького обособленного мирка, живущего своей жизнью, своими проблемами, радостями и огорчениями, незнакомыми людям здоровым, уверенным в себе, убежденным в том, что жизнь так и будет гладко лететь по накатанным рельсам. Но как часто маленький поезд нашей судьбы с грохотом мчится под откос, оставляя человека с опустошенным от несчастья сердцем и одним только вопросом: «Ну почему я?».
Для кого-то это время обиды на весь мир, не желающий проникнуться вселенским горем по поводу вашей беды, а для других — возможность остановиться на бегу, вдохнуть полной грудью сладкий воздух бытия и понять, что каждое мгновение — бесценно и должно быть наполнено смыслом и ощущением праздника жизни, принесенного нам в дар просто так. Говорят, когда одна дверь счастья закрывается, отрывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую.
Мальчик Нурислам (Айнур Баянов) всеми этими вопросами по малолетству не задается, хотя жить, по мнению врачей, ему осталось недолго. Как все дети на свете, он быстро забывает боль, и птица надежды еще не опустила усталые крылья в его душе, с малых лет пропитанной запахами больничной палаты. Наверное, поэтому и зрителям больничный мир, который так не хочется впускать в свою устоявшуюся жизнь, не кажется чужим, тяжелым и тревожащим. Нурислам влюбляется, обзаводится шебутным другом по кличке Валидол (а какая же кличка еще придет на ум среди бесконечных пузырьков и коробочек с лекарствами!) и не воспринимает близкое ледяное дыхание смерти как нечто неизбежное, ввергающее в пропасть отчаяния и беспредельного страха. И только ночью, во время сна, который в древности считали маленькими осколками смерти, приходят призраки неминуемой беды, отчаяния, мучающие душу, стремящуюся забыться прерывистым сном.
Быть может, в чем-то ему легче, чем нам, взрослым, лихорадочно ищущим в случае беды
чудодейственное лекарство. «Вера, надежда, любовь — на этом и держится мир и все, что мы делаем, — считает драматург. — Еще Гиппократ говорил: «Можно лечить тремя способами: слово, травы и уж потом скальпель хирурга». Мы же признаем силу слова в последнюю очередь, а это неправильно».
Не кроется ли причина наших недугов в том, что делает жизнь полной потерь и разочарований, — в непонимании друг друга, в эгоизме, в стремлении достичь цели любой ценой — ценой одиночества, жестокости, нелюбви? «Душа человека — глубокое озеро, то спокойное, то взволнованное, а что там, на дне, — того нам знать не дано, — считает драматург. Но иногда, особенно в час беды и потерь, делящий нашу жизнь на «до» и «после», она выплескивается чистой волной печали, желания укрыть, защитить или поднимает со дна мутную тину накопившегося ожесточения, безжалостной обиды на обязанное чем-то человечество.
Так, краткий визит — иначе не назовешь — благополучных, ухоженных родителей Нурислама (Ирина Ганиева, Рустам Салихов) неожиданно обнажает пропасть, зияющую между людьми, живущими вместе и давно душою врозь. Уже давно нет тепла и нежности в больной семье мальчика, в которой царствует одиночество вдвоем, гораздо более страшное, чем просто одиночество. Слова разбиваются о глухую стену непонимания, вызывая тошнотворное чувство равнодушия и брезгливости. Не отсюда ли, от этой пустоты и ощущения заброшенности, покинутости просто физическая невозможность для Нурислама продолжать жить на земле, на которой у него не хватает сил удержаться?
Думается, каждый зритель отыщет в пьесе что-то свое: вселенскую нашу сиротливость при близких людях, не умеющих понять, простить и принять; робкую мечту о нехитром человеческом счастье, тонущую в ночных кошмарах мальчика, и несмелую надежду на то, что найдется ласковая душа, что отогреет его озябшее сердечко. Такой и станет для него бабушка Ак эби, столь достоверно сыгранная заслуженной артисткой РФ Савией Сираевой — любимая в детстве до слез самим Радиком Нурлыгаяновым бабушка Бибинур. Маленькая и хрупкая, она — словно светлый солнечный зайчик теплым летним утром, золотистый лучик, ласково проникающий сквозь сомкнутые ресницы, говорящий: «Вставай, наступает новый день, и он обязательно подарит новые радости, неожиданные открытия, прогонит прочь ночные вязкие кошмары и подарит покой и любовь».
Бесспорная удача и заслуга постановщиков спектакля (режиссер — Абылхаер Сафиуллин, сценограф — Азамат Гилязев) — в лаконичном, сведенном к минимализму решении постановки, не отвлекающем на внешний мир, живущий своими заботами. И тогда неожиданно вспыхивающее мириадами огней звездное небо, словно фейерверком взрывающее притихший изумленный зал, дарит ощущение красоты праздника и надежды на то, что все будет хорошо. Ведь там, где бессильны лекарства и скальпели, творят чудо вера и слово.
Радик Зуфарович Нурлыгаянов — врач, травматолог-ортопед высшей категории, кандидат медицинских наук, член Российской ассоциации по остеопорозу, член SICOT — Международного общества ортопедической хирургии и травматологии. Работает в травматологическом отделении уфимской больницы № 21.