Все новости
Культура
3 Июня 2013, 05:22

Балет, который танцуют на разрыв аорты

Репертуар башкирского театра украсила одна из лучших постановок Юрия Григоровича

Умеет Юрий Григорович ввести зрителя в состояние «культурного шока».
Умеет Юрий Григорович ввести зрителя в состояние «культурного шока».
Пожалуй, ни одну премьеру не ждали в Уфе с таким нетерпением — билеты в кассах были раскуплены уже в начале мая. Это, впрочем, неудивительно, ведь постановка такого балета, как «Спартак», — это серьезнейшая заявка на зрелость труппы, ее высокое исполнительское мастерство, дающее коллективу право встать в один ряд с лучшими театрами страны. В музыке же «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, как нигде, ярко проявились особенности его творческого гения: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями.
И, пожалуй, именно этот спектакль стал достойным завершением юбилейного сезона Башкирского театра оперы и балета, настоящим праздником танца — танца, пронизанного кипящим пламенем эмоций, которые буквально прожигают душу насквозь. Недаром сам маэстро Григорович считает, что «этот спектакль нужно играть на разрыв аорты».

«Спартак» — шестая постановка Юрия Григоровича на сцене уфимского театра, в работе с башкирским балетом в очередной раз доказавшего, что он не утерял умения добиваться от актеров отточенности движений, слаженности в массовых сценах, выразительного артистизма — словом, всех тех слагаемых спектакля, которые делают его праздником для глаз, слуха и разума.
Однако дадим лучше слово профессионалу. «Спектаклю скоро пятьдесят лет, но время только доказало, что это совершенная, оригинальная, бесконечно красивая постановка, лучшее воплощение этой темы, самое мощное, самое неожиданное, — считает Ольга Розанова, балерина, педагог, хореограф, историк и критик (Санкт-Петербург). — Вообще, постановки Григоровича отличаются сильнейшим кордебалетом — это у него едва ли не главное действующее лицо. Большая удача для нашего — я уже именно так называю ваш театр, мне здесь очень нравится — заполучить Григоровича, пожалуй, последнего из великих хореографов XX века.

В репертуаре театра появился спектакль, который под силу только супертруппе: надо иметь четырех блистательных солистов, потрясающего актера на роль Спартака и мощный кордебалет. Здесь все это есть. Рустам Исхаков, танцующий сегодня — ему всего лишь двадцать лет, — это настоящий Спартак. И дело не только в том, что он технически совершенен, — в нем горит такой огонь, что сжигает и его, и публику.

Почему восстановлена сценография Симона Вирсаладзе? Ольга Ивановна недоуменно пожимает плечами: «Потому что другой сценографии быть не может. Вирсаладзе — это такой же гений театра, самый, быть может, балетный художник с удивительным чувством цвета, у которого свет никогда не бывает пустым. Все свои балеты Григорович до самой смерти Вирсаладзе делал только с ним. Получалась гармония, которую разорвать просто нельзя. По-моему, Юрий Николаевич доволен — иначе убежал бы с премьеры. Да и на репетициях покрикивал, но редко — ему нравится…»

Назовем же занятых в главных ролях Ильдара Маняпова, Ильнура Гайфуллина, Олега Шайбакова, Гульсину Мавлюкасову, Ирину Сапожникову, Валерию Исаеву, Гузель Сулейманову. Думается, это перечисление уместно и необходимо — это бесценное золото нашей культуры, которому мы обязаны таким вниманием к башкирскому балету.

С этим согласна и народная артистка РБ Людмила Шапкина, некогда блестящая исполнительница партии Эгины: «Оба состава вполне достойно исполняют свои партии. А секрет гения самого маэстро прост — требовательность, требовательность, требовательность — и обязательный драматический талант, чем и обладают наши ребята, взятые, кстати, просто на измор Олегом Рачковским, ассистентом Григоровича, который даже сегодня что-то еще поправлял в их работе».

Забудьте на время о том, что за окном грохочут автомобили, а не победоносные колесницы римских легионеров. Оставьте каждодневные хлопоты и суету — ведь на сцене правят бал нежная любовь и отчаянная мечта о счастье, страсть к роскоши и чувственным наслаждениям и мятежный дух фригийского раба, без оглядки, обреченно ринувшегося на непобедимую, грандиозную Римскую империю.
Кстати
  • Сотрудничество Башкирского театра оперы и балета с Юрием Григоровичем началось ровно 20 лет назад. В 1993-м, в год смерти Рудольфа Нуреева, со своей труппой «Григорович-балет» Юрий Николаевич гастролировал в Уфе. Тогда он и предложил считать эти гастроли первым фестивалем в честь Р. Нуреева.
  • Двадцать пять лет назад балетмейстер Николай Маркарьянц в башкирском театре поставил несколько сцен из балета. Тогда театру был доступен только усеченный вариант спектакля из-за малочисленности мужского кордебалета. В главных партиях блистали Алик Галичанин (Спартак), Леонора Куватова (Фригия), Людмила и Владимир Шапкины (Эгина и Красс).
  • В личном архиве редактора театральной газеты «Аксаковский дом» Нины Жиленко сохранилась уникальная программка. Еще студенткой Ленинградского университета Нина Александровна побывала в Кировском театре на якобсоновском «Спартаке». Партию Умирающего раба в нем исполнял известный башкирский танцовщик и хореограф Хашим Мустаев, а в роли Ретиария выступал сам Юрий Григорович.
Читайте нас: