Все новости
Культура
22 Мая 2013, 15:54

Любовь здесь больше не живёт

Античная история на фоне деревенской жизни

Вот такая жизнь, вот такая любовь...
Вот такая жизнь, вот такая любовь...
Где-то далеко погребена в дивных, хрустально-звонких от мороза лесах занесенная снегом деревушка. Не только затерянная в дремучих чащах, но и потерянная для любви. И толстым, непробиваемым слоем льда покрыты сердца людей, отчаянно, на предельной грани между жизнью и смертью ищущих любви, хоть капельки человеческого взаимопонимания, напряженно жаждущих тепла и прихода весны. Собственно, подзаголовок пьесы «Любовь людей» молодого белорусского драматурга Дмитрия Богославского, премьерного спектакля Русского драматического театра — «картины из жизни людей в преддверии зимы и ожидании лета». И не просто так действие происходит на фоне сказочных предновогодних лесов в узорах серебристого инея (художник — лауреат «Золотой маски» Алексей Вотяков), а люди — люди маются в одних и тех же декорациях-клетушках, сплетенных из скрежещущей сетки.
Об эту сетку неистово бьется героиня — Люська (Татьяна Ахроменко), ненавидящая вечно пьяного изувера-мужа и до того уже разуверившаяся в его способности стать другим, что переступает грань и идет на убийство, хладнокровно пользуясь тем, что попадется под руку — подушкой, например. Старик Шекспир, однако. Пьеса, словно полотно неистового Ван Гога, выписана крупными, выпуклыми мазками, выпячивающими тоскливое желание героев жить по-человечески. А для этого столь же просто впадающих в грех, но не слышащих и не видящих друг друга. И от этого все, что происходит на сцене, — близко, реально и страшно.

Иван (Олег Сальцын) — работящий, заботливый, не понимает, словно оглохнув, горя бездетной жены Насти (Анна Асабина), считающей мужа тряпкой и мечтающей уехать в Москву и, быть может, там обрести чудо — родить ребенка в заботливых руках столичных врачей.

Деревенский счастливчик Чубас (Сергей Михеев), гуляющий с первой красавицей деревни (конечно, продавщицей) Машей (Ирина Бусыгина) и, естественно, не слышащий стеклянного звона ее разбитого сердца при виде городской соперницы Ольги (Анастасия Сидоренко) — вот там все серьезно, вплоть до свадьбы.

Пожалуй, только старшее поколение — Ольга Борисовна (народная артистка РБ Ольга Лопухова) да Лидия Федоровна (Валентина Гринькова) — вспоминает вдруг о прошедшей войне, о том, что когда-то бродил по свету Бог, прощая нас, грешных и безжалостных. Но сорокалетние их потомки мечутся с одним желанием, имеющим мало шансов: прожить достойную, красивую и счастливую жизнь, попытаться не увязнуть в совсем уж беспросветном мраке. Но не пробить ледяную корку, годами нараставшую на измученных сердцах и калечащую усталую душу.

Только положительный, как герой на белом коне, участковый Сергей (заслуженный артист РБ Николай Рихтер), любящий Люську с детства, единственный, кому она выплеснула всю страшную правду о пропавшем муже, для одного и живет. Не слушая друга Ивана — «Не пара тебе Люська», не отшатнувшись в ужасе от леди Макбет Бог знает какого забытого уезда, оправдывая и безумно любя. Режиссер (Игорь Черкашин), словно щелчком фотоаппарата отделяющий каждую сцену спектакля, фиксирующий события, словно записывающий их в милицейский протокол, дает персонажам время одуматься, но механизм вновь запущен. «Женись на мне», — просто говорит Люська. Так вот же оно, счастье! Или надежда спасти любимую женщину от ужасов прошедшей жизни, отогреть избитую душу?

Если зритель ждет идиллии, то бесконечно ошибается. Истина незатейлива: на крови счастья не построишь. А жизнь сельчан — счастливых счастьем наконец-то поженившихся Люси и Сергея, похорошевших от радости мам, Чубаса, приехавшего похвастаться своей московской любовью, по-прежнему брезгливо терпящей мужа Насти, — идет вроде своим чередом. Можно было, конечно, сыграть пьесу так, что зритель с отвращением и потаенным любопытством взирал бы на столь любезное нынешним экрану и сцене собрание любопытных экземпляров рода человеческого в стиле НТВ. Только вот сам Дмитрий Богославский считает: «Мне хочется, чтобы стало ясно, что это любовь ЛЮДЕЙ, а не пьяного деревенского быдла, они все люди. По моему мнению, в пьесе нет отрицательных персонажей. И хочется, чтобы стало понятно, что это именно ЛЮБОВЬ. Просто она поставлена в такие предлагаемые обстоятельства, где-то в очень грубые, но ведь и в жизни так происходит, мы же будем любить, если начнется война или потоп? Так и здесь — вот такая жизнь, вот такие условия, но любить-то хочется, любить надо. И потребность эта очень сильная».

Такая, что древние греки со своими котурнами отдыхают. Такая, что корчит и ломает Люську, заходящуюся в истошном крике: «Пусто мне везде, пусто!» Такая, что даже Сергей, как будто заразившись всеобщим ледяным забытьем, дрожа от холода, заполонившего душу, словно молитву, шепчет о никак не наступающем лете, о смертной муке от жгущего сердце мороза. И успокоившись, находит спасение, вернее, уходит, туда, где «ни в чем не будет нуждаться» (псалом 22).

И тут начинается бурный, долгожданный весенний ливень… Заливающий карабкающуюся вверх Люську, сползающую и вновь упорно рвущуюся к очищающим струям, но так и остающуюся корчиться в грязи, непрощенную и невиновную...

…Холодный дождливый апрель, синий от слез дождя, слепые от не греющего в сумерках электрического света окна, молчаливые, чужие… Может быть, нежная ласка летнего солнца приходит вместе с любовью, зажигающейся в нашем сердце робкой искоркой? Не мы ли сами своим теплом, состраданием, жалостью к обиженному, потерянному, одинокому отогреваем от зимней стужи эту хрупкую землю, столь щедро благодарящую нас первой весенней травой, сладким запахом нагретых деревьев, по жилам которых уже бегут добрые соки новой жизни.
Кстати

Дмитрий Богославский по образованию режиссер. Работает артистом в Белорусском государственном молодежном театре.

Первая пьеса «Пешка» написана в 2007 году, но он писал, как говорят, в стол. В 2010 году первый раз решился отправить свои пьесы на драматургические конкурсы и сразу был замечен жюри.

Пьеса «Любовь людей» вошла в шорт-лист драматургического конкурса «Евразия-2011», в список победителей конкурса «Любимовка-2011». Победила в интернет-голосовании «Конкурса конкурсов» Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» и конкурсе «Действующие лица-2012», а также вошла в сборник «Лучшие пьесы 2011 года».
Читайте нас: