Семьдесят пять лет назад появился на этой земле человек, которого любили и ненавидели, не понимали и за которого готовы были отдать душу и жизнь. Человек-легенда и человек-скандал. С тех пор на разных сценах мира блистали настоящие мастера балетного искусства, владеющие безупречной техникой, пылающие страстными человеческими чувствами, щедро, словно фейерверк, разбрасывающие искры своего таланта. Но имя Рудольфа Нуреева, мальчика с невнятным отчеством (отец сам изменил имя Мухаммед на Хамет), неопределенной (то ли Нуреев, то ли Нуриев) фамилией, мальчика, которого ждало голодное военное детство и — всемирная слава, ровно и неугасимо горит в памяти людей, «отравленных» искусством танца. Словно Бог поцеловал его при рождении, отметив особой печатью гения, и отблеск его таланта не гаснет с годами, становясь все ярче. «Мир, несомненно, знал и более сильных в техническом отношении танцовщиков, обладавших совершенными линиями. Но еще не появился ни один, хотя бы отдаленно напоминающий этого тонкого, дикого Пана, который сумел развенчать в глазах публики привычного принца, вечно стоящего «на подхвате», и превратить его в звезду столь же яркую и сияющую, какими были до него лишь балерины», — пишет в книге «Рудольф Нуриев. Человек-легенда» Отис Стюарт.
«Что вы знаете о Рудольфе Нурееве?» — с таким вопросом мы обратились к уфимцам.
Людмила Байтерякова, экономист:
«Я, конечно, не видела Рудольфа Нуреева на сцене. Смотрела все больше передачи по каналу «Культура». Я не специалист и не могу сказать, например, насколько техничен он был как танцовщик. Но как любитель считаю, что он обладал тем, что сейчас называют харизмой. Он был Артистом с большой буквы — именно так. Настолько был эмоционален и выразителен на сцене. Когда он танцевал, хотелось, чтобы танец не прекращался, хотелось смотреть и смотреть — а что будет дальше? Похожее впечатление на меня произвел, пожалуй, только Марис Лиепа в роли Красса. Не знаю, кого сейчас можно поставить рядом».
Алина Павлова, второкурсница БашГУ:
«Я, честно говоря, не любительница балета. Хотя приятно, что имя знаменитого на весь мир танцовщика связывают с Уфой. У меня есть друзья в Италии, и мне нравится, что, когда я говорю, что из Уфы, слышу в ответ: «О! Уфа — Нуреев!» Я видела Нуреева по телевизору. Думаю, из него вышел бы хороший драматический артист, он очень обаятельный, страстный, чувственный».
«Сейчас живу в Симферополе, но родилась недалеко от Уфы. Иногда приезжаю в гости к родственникам. Тогда, в детстве, мне удалось увидеть видеозаписи с Рудольфом Нуреевым. После них ни о чем другом, как о танце, я думать не могла. Но поступить в хореографическое училище не получилось: я плохо училась в школе. Деревушка наша была маленькая, школа тоже, и учителя были людьми случайными, хотя и хорошими, добрыми. Потом постаралась и выучилась на юриста. Но танец есть и остается для меня самым ясным отражением души человеческой. А Рудольф Нуреев — мой спасательный круг: когда мне плохо, я могу забыться и получить истинное удовольствие, только благодаря его необыкновенному таланту. Всегда помню о нем и никогда не забуду».
Гузель Сулейманова, солистка Башкирского театра оперы и балета:
«Нуреев был настоящим пионером в своем творчестве. Он настолько изменил мужской танец, поднял его на такой высокий уровень, что сейчас танцовщики выступают наравне с балеринами. Это не просто слова. Рудольф Нуреев разработал и ряд приемов мужского танца, такие как «высокие полупальцы», например. Смотря видеозаписи тех лет, все-таки ощущаешь: это артисты прошлого, сейчас все по-другому. Но только не Нуреев. Он современен, эмоционален и техничен по-прежнему. А благодаря своей необыкновенной харизме он изменил и суть тех персонажей, партии которых исполнял, изменил исходя из своего бунтарского, страстного характера. И это здорово!»
- Рудольф Нуреев родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой.
- Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе.
- Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнером великой английской балерины Марго Фонтейн. В 1964 году после «Лебединого озера» на сцене Венской оперы их вызывали на сцену восемьдесят девять раз!
- На гастролях Королевского балета в Америке люди разбивали палатки возле здания Метрополитен-опера и дежурили по трое суток, чтобы достать билеты.
- Считается, что Рудольф Нуреев полностью изменил роль танцора в классическом балете.
- С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера.
- Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил классические балеты.
- В последние годы жизни выступал как дирижер.
- Скончался от СПИДа 6 января 1993 года недалеко от Парижа.
- Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, недалеко от могилы Андрея Тарковского.
- В день его рождения на сцене Башкирского театра оперы и балета прошел спектакль «Сильфида» на музыку Хермана Левенсхольда — последний спектакль, в котором все так же ярко как танцовщик блистал уже смертельно больной Нуреев.