Все новости
Культура
12 Марта 2013, 15:19

Оркестр быстрого реагирования

Эстрадно-джазовый коллектив Башкирской филармонии отметил 15-летие

Ударник Антон Антонов — профессионал в своем деле.
Ударник Антон Антонов — профессионал в своем деле.
Джазовая пианистка Алина Кругликова известна в музыкальных кругах не только в Уфе, но и в других городах, где она бывала с выступлениями. Кому, как не ей, знать о начале творческого пути эстрадно-джазового оркестра.

— Образование я получила как академическая пианистка, но прекрасный педагог по джазу Рустем Хусаинов (кстати, какое-то время игравший в составе легендарного этноджазового ансамбля «Орлан» — авт.), в очередной свой приезд из Германии сказал мне: «Не бойся, начинай!». Мое «вхождение в джаз» случилось благодаря ему и Олегу Кирееву. Позднее, уже в оркестр под управлением Георгия Маркорова, меня тоже пригласил Киреев, и я несколько лет с удовольствием проработала там. Мы много ездили: практически по всем городам Башкирии, по России, на джаз-фестивали. В репертуаре оркестра поначалу были джазовые стандартные композиции, аранжировки в основном писал Маркоров, это было его призванием. Он вообще был ходячей «энциклопедией джаза». Работа с Маркоровым многому меня научила. Тем, чему он меня научил, теперь я делюсь со студентами. Я всегда говорю им, что джазовая импровизация схожа с далеким горизонтом, и нельзя ею заниматься «от сих до сих». Это дело круглосуточное.

Вероятно, именно таким оно стало для всех музыкантов, кто работает в оркестре сейчас. В 2006 году на должность художественного руководителя оркестра, а с 2007-го — и дирижера приняли выпускника Кельнской консерватории, лауреата международных конкурсов, саксофониста Олега Касимова. «Я выступил на концерте с квартетом здесь, в филармонии, еще не окончив учебу в Германии, — рассказал музыкант. — Это был проект под названием «Сакс-бэнд». Предложение работать с оркестром после этого концерта стало для меня достаточно неожиданным. Cпасибо музыкантам — они сразу приняли меня. Мне хотелось расширить состав: у нас было мало медных духовых и саксофонов, зато имелись скрипки и флейта. Получалось нечто забавное: и не биг-бенд (большой джазовый оркестр — в переводе с английского — авт.), но и не вполне эстрадно-симфонический оркестр. Но время и наши неустанные старания сделали свое дело: сейчас в оркестре полный биг-бенд и большая группа струнных. Это существенно повлияло на расширение репертуара, и, надеюсь, качество исполнения тоже заметно улучшилось».

Нередко слушатели первым делом «клюют» на репертуар и только затем вчитываются в имена исполнителей, нередко незнакомые. Столь ответственным делом, как формирование репертуара, Олег занимается сам, но с учетом приглашенных звезд — к счастью, Уфа не обделена вниманием заезжих знаменитостей, таких как Анатолий Кролл, Аркадий Шилклопер и многие другие дирижеры и солисты. Да и публика охотно идет на звезду. Так совмещается приятное с полезным, считает Олег: Анатолий Кролл, например, — это традиция и незаменимая школа бендовой музыки, хотя нельзя зацикливаться только на традиционном джазе. Безусловно, найден самый очевидный, но и самый сложный выход: оркестр исполняет и авторскую джазовую музыку. Поначалу музыканты играли аранжировки Георгия Маркорова, он замечательно их писал. К сожалению, мало хороших, понимающих особенности бенда аранжировщиков, в какой-то момент Олегу надоело на ходу переделывать некоторые нестыковки, и сейчас, в основном, он аранжирует сам.

Проблема у руководителя оркестра одна: по-настоящему играющих музыкантов не так много, поэтому Касимов старается найти золотую середину во взаимоотношении с оркестрантами — не ограничивая их свободу, требует дисциплины.

К сожалению, не получается и больших выездов — затратно вывозить большой коллектив. География поездок — Уфа, Башкирия, Магнитка, Челябинск, сейчас ведутся переговоры с Казанью. ЭДО в почете у руководства республики — недавно закупили инструменты почти на весь состав бенда. Это, конечно, повлияло и на звук оркестра — инструменты одной фирмы близки и более слаженны по звучанию. А в солистах недостатка нет: с ЭДО поют известнейшие певцы — Флюра Кильдиярова, Идрис Газиев, Вахит Хызыров. Но поскольку в приоритете все-таки джаз, то музыканты с удовольствием работают с молодой певицей Алиной Гузаировой и нашей джазовой дивой Ириной Остин. Коллектив необычайно востребован. Поэтому подчас некоторые концертные программы приходится готовить в сжатые сроки. Музыканты шутят: «Есть СОБР, а мы — ОБР — оркестр быстрого реагирования».
Справка

Оркестр был создан в 1998 году по инициативе Олега Киреева, известного джазового музыканта, а ныне также и советника по культуре президента РБ, и певца Рината Баимова при поддержке министерства культуры. Возглавил оркестр заслуженный работник культуры РБ Георгий Маркоров, более 25 лет преподававший на эстрадном отделении Уфимского училища искусств. Первые годы — процесс становления коллектива — прошли под руководством Маркорова, который, как говорят, мог бы стать образцовым кабинетным ученым, но его привлек джаз. Георгий Маркоров был музыкантом-новатором. Старым мелодиям придавал современное звучание.
Читайте нас: