Министерство образования и науки РФ разослало в регионы список из 100 книг, рекомендуемых к внеклассному прочтению учениками.
С идеей создания такого списка выступил президент России Владимир Путин. Весной прошлого года во всех регионах страны прошли опросы, на основе которых и были сформированы региональные перечни книг. Обработав предложения, эксперты создали сводный общероссийский список, в который вошли чаще всего упоминавшиеся произведения, не входящие в обязательную школьную программу. Летом на сайте knig100.spbu.ru прошло голосование, организованное Санкт-Петербургским государственным университетом.
Перечень разбит на классы со второго по одиннадцатый. С третьего начинается деление на русскую и зарубежную литературу.
В список, в частности, вошли роман Михаила Булгакова «Белая гвардия», повесть Кира Булычева «Приключения Алисы», рассказы Сергея Довлатова, произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», стихотворения Роберта Рождественского и Николая Рубцова, повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и роман «Трудно быть богом», повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
Как и все последние предложения правительства, касающиеся воспитания и образования детей, проект вызвал бурную и неоднозначную реакцию. Прежде всего, конечно, со стороны гуманитариев. Например, на форумах было высказано недоумение по поводу того, что в список не попали произведения таких поэтов, как Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и Николай Заболоцкий. Раздел современной литературы представлен предельно скупо: именами Людмилы Петрушевской, Кира Булычева, Аркадия и Бориса Стругацких и Виктории Токаревой. К некоторому недоумению привел филологов и тот факт, что из списка полностью исчезли произведения Александра Солженицына и Андрея Белого. Что касается сбалансированности перечня «100 книг…» по возрастным группам, то здесь тоже наблюдается «перекос» в сторону литературы для подростков, ребятам же помладше предложено лишь 10 — 15 произведений. С воспитанием патриотизма и гражданственности тоже, чувствуется, переборщили: в списке почти полностью отсутствуют классики зарубежной литературы. Очевидно, составители считают, что ее достаточно и в школьной программе.
Мнение тех, кому придется иметь дело с этим списком, в большинстве случаев высказано не в пользу проекта.
Ирина Султангареева,
учительница русского языка и литературы одной из уфимских школ:
— Дополнительные произведения учителя должны рекомендовать, а не принуждать к ним. Наша задача — не заставить прочитать, а максимально приблизить содержание текста к ребенку. Но и опять же это не дело списков, а учителей и родителей, которые с младенчества будут читать ребенку «Колобка» или «Муху-Цокотуху». Ему важно слово слушать. А вот когда он, под влиянием этой привычки, научится читать — дальше он свободен. Самостоятельно найдет свой путь. А здесь взрослые дядьки и тетки переругались лишь потому, что кому-то в детстве попался Ремарк, а кому-то Крапивин. Это случайность, не более.
И вообще, лучше бы книги разослали, а не список. При самой минимальной цене на них в 200 рублей, наши библиотеки не роскошествуют. И потом, список этот, думаю, не нужен вообще. Дорастет ребенок до того или иного произведения — не по возрасту, а по сознанию — суть его сама до него дойдет.
Сергей Волонихин,
кандидат филологических наук:
— Я категорически против идеи о списке ста книг для обязательного чтения. Наши ученики, к сожалению, в основном не читают большие по объему произведения. Если с них будут требовать чтение еще ста книг помимо основной программы, это вызовет отторжение. Современные дети не любят, когда на них давят. Безусловно, нужно что-то предпринять, чтобы вернуть себе былой статус «самой читаемой страны», но этого не сделает навязываемый не совсем профессиональными экспертами список. Для начала нужно привить детям любовь к чтению вообще, помочь отличать макулатуру, которой полны полки книжных магазинов сейчас, от книг, дающих пищу уму, их нравственному развитию. И, кстати, научить их не только читать, но и обсуждать прочитанное, делать выводы и самостоятельный выбор книг для чтения впоследствии.
И потом, на каком основании какие-то неизвестные «эксперты» берут на себя ответственность рекомендовать кому-то что-то?
Елена Силантьева,
девятиклассница:
— В том-то и кайф чтения, что ты сам определяешь, что надо, а что нет. Если идти по разным спискам, то это как съездить на курорте на экскурсии, чтобы галочку поставить и фотографии показать друзьям.
Если, конечно, своих мозгов не хватает, присоединяйтесь к чужому списку.
Минобрнауки к началу учебного года сможет сделать предварительное заключение еще и по списку 100 фильмов, подготовленному министерством культуры, сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. «Наша школа должна научиться работать в ситуации, когда в классе учатся люди разных культур. Проект «100 фильмов» — один из важных этапов на этом пути», — добавил глава минобрнауки. Идею ввести в школах уроки, на которых ученики 6 — 7 классов изучали бы сотню лучших фильмов, предложил летом прошлого года председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. Осенью все желающие могли на сайте mkrf предложить по три отечественных и иностранных фильма, которые хотели бы рекомендовать для факультативного урока кино в школах. Из получившегося списка были отобраны фильмы, набравшие не менее половины голосов, — всего около 300. После оценки экспертов среди фильмов, оказавшихся в списке 100 лучших, — картины «Александр Невский» и «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Иваново детство» и «Зеркало» Андрея Тарковского, «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «Курьер» Карена Шахназарова.