В ее картинах много сока и солнца. У нее самые гранатовые гранаты, самая сиреневая сирень и самое разноцветное Черное море. Сколько красок может дать солнце, преломившись в воде? Радугу, всю палитру! Откуда такое богатство? Может, сама природа самой солнечной страны в мире напитала эти холсты…
Болгарскую художницу Корнелию Марган знает мир, в Башкирии же ее имя не так засвечено. Хотя найдутся те, кто вспомнит юную Нелю Мерзабекову, дочь известного башкирского журналиста, одаренную студентку Уфимского института искусств. Почему такие перемены резкие - в имени, в странах? Долго проговорили на эту тему за чаем. Можно пересказать, но лучше дать слово ей самой.
Мое имя - Неля. Но в нем делают столько ошибок. В моем, когда метрику выписывали, сделали четыре.. Поэтому я решила его по-европейски и для европейцев упростить. Добавила приставку «кор». И у имени появился еще один смысл. Оно теперь значит твердая, целеустремленная.
Фамилия Марган - это имя моего отца. В переводе с башкирского - стрелец. И это хорошо воспринимается западным ухом - меня часто называют там мОрган (смеется).
- Корнелия, а вы уехали в Болгарию с именем?
- Нет, я без имени уехала. Как художник я сотворила себя там. И Болгария в этом плане мне помогла. До домика под Плевеном был куплен дом в Вырбице - деревне, из которой произошли и в которой проживали многие известные художники, даже существует понятие такое в Болгарии: вырбицкая школа. Их наставничество и тот неповторимый дух - необъяснимый, скрытый в самом воздухе, природе этого местечка - открыли во мне новые силы, привели к творческому подъему. Да что говорить: когда мы там поселились, у меня дети в тот же год стали рисовать.
Выучилась в Уфе. Окончила институт искусств. Вышла замуж за болгарина (сейчас мы в разводе), он окончил БГУ, юрист, с ним и уехала на его родину, в Плевен. А прежде жила в интересной, как сейчас бы сказали, статусной семье. Отец - известный журналист, мама - известный в Оренбурге экономист, начальник планового отдела большого треста. Властная, требовательная, одержимая работой, не забывающая о ней даже дома. Папа - творческий, романтичный. Так же любящий работу. Границ на дом и редакцию не было. Друзья, коллеги - все в дом. Здесь генерировались идеи, вынашивались темы, писались сценарии праздников. Вечером - премьеры в театре и кино. В выходной рыбалка. Я росла вместе с его коллегами. Не вылезала из редакции «Комсомольского племени», в которой ковались оренбургские шестидесятники в хрущевскую оттепель. Разлетевшиеся со временем по всему миру. Ставшие зубрами журналистики. А иные - и более высоких литературных сфер.
В Уфе после института работала вначале в центре народного творчества. Потом преподавала в училище искусств. А большей частью была в декретах. Все трое моих детей родились в Уфе.
Я как-то посчитала: в целом я обучала, подымала детей 25 лет. Четверть века я вместе с ними училась. Платила за их образование, опекала.
Мой старший сын, Ильдар, когда мы переехали в Болгарию, пошел в седьмой класс в обычную гимназию. И просидел целый год за первой партой молча. Он не ответил ни на один вопрос учителей. Устроил сидячую забастовку. Преподаватели спросили меня: вы хотите оставить его на второй год? Я ответила: да. Через год он поступил в художественный техникум и там заговорил. По-болгарски. Потому что ему там было интересно. Рядом - единомышленники, все обучаются тому, что нравится. Они и помогли освоить язык.
На следующий год туда поступила дочь, вдохновленная рассказами брата. Художественное образование им пригодилось. Опосредованно оказалось нужным. Старший работает сейчас зубным техником. Там навыки художника очень важны. Зубной протез - это не просто слепок. Чтобы сделать его качественно, необходимо эстетическое восприятие. Зубы не должны выглядеть шаблонно. Лучше если они будут даже с изъяном - чтобы не было заметно, что они вставные. Он умеет делать очень естественные новые зубы.
А дочь сейчас держит магазин бижутерии. Она окончила лесотехнический университет, но ей нравится изготавливать украшения. Делает их для подруг - к тому или иному празднику, к той или иной одежде. То есть в душе, да и «в руках», они остались художниками.
Младший - программист. Работает в фирме. Все - взрослые. Очень комфортно чувствуют себя в Болгарии. Никуда не хотят уезжать.
Кстати, мои дети никогда не болели. Я зачитывалась книгами Никитиных. Помните, как много они писали о закаливании? Когда моему старшему ребенку исполнилось полгода, я поняла, что нужно держаться подальше от врачей. Мы не сделали ни одной прививки. Я не была с детьми в поликлиниках ни в Уфе, ни в Болгарии. Мы закалялись. И то, как легко одевались мои дети зимой в Болгарии, когда все кутались, вызывало недоумение. В результате, если брать по совокупности, более 70 лет на всех, мои дети ни разу не болели. Меня когда-то осуждали за такое наплевательское отношение к навязываемым услугам детского здравоохранения, но теперь такое «неприятие» болезней вызывает восхищение.
В брак вступать детки не торопятся, как все в Болгарии. Мои сыновья живут несколько лет в гражданском браке со своими постоянными подругами. А дочь пока не определилась. Устроила сейчас велопробег по всему черноморскому побережью вместе с подругой. Она вся в этом - путешествиях, встречах, тусовках.
Старшему, Ильдару, сейчас 29. Радику 26. Диане 24. Да, трудно было с тремя детьми одной за границей. Зато сейчас я чувствую себя очень свободно и легко. Я им сказала: «Меня больше не беспокоить, не тревожить и ни о чем не просить». Они почти согласились…
Деловой период творческой вумен
У меня сейчас период деловых, творческих контактов. Много езжу. Особенно часто устраиваю выставки в Турции. У меня там много друзей - выходцев из бывшего СССР. Они очень гостеприимные, радушные. Именно они помогли сделать мои проекты успешными.
Многие представляют Турцию, благодаря псевдоисторическим фильмам и документальной чернухе о наших «наташах», каким-то большим гаремом. Это не так. В Турции я познакомилась с деловыми, продвинутыми, интеллектуальными женщинами, не испытывающими никакого неравенства. С теми, кто вхож в различные сообщества, их даже можно назвать элитными. Но не снобскими. Это и русские, и немки, и голландки. Я создала свой круг общения через Русское общество в Стамбуле.
По сути, я зашла к ним с улицы. Познакомилась, показала картины, мои работы понравились. Без всяких рекомендаций. Мне предложили выставку сделать. Я поняла: им же тоже нужно мероприятия устраивать, а тут человек с готовой выставкой…
И вот, когда мы готовили мою первую выставку, образовался этот круг. А потом в него новые люди влились - прежде всего, конечно, русскоговорящие. Например, Александр - он русский, а его супруга - турчанка, галеристка. У нее я еще одну выставку сделала. И опять новый виток, новый круг знакомых. И мне уже пришлось создать свою школу живописи: приходят люди - молодые и не очень, берут у меня уроки. Мои слушатели на этих уроках отдыхают, расслабляются, почти релаксируют. Им это в радость: новые навыки и впечатления. А потом унести домой хорошую свою картину - это же тоже приятно. Иногда я даже живу у своих учениц, которым так хочется.
Есть друзья и в других странах, а, значит, и там появляются мои выставки.
В путешествиях надо не брать - отдавать
Я к любому путешествию теперь отношусь утилитарно. Ведь я сама себе и художница, и продюсер. Мне приходится много чего «организовывать», создавать. Мне это не в тягость, я выросла в журналистской среде, - кипучей, созидательной. И это придает моим путешествиям дополнительный вкус.
В туристической поездке с кем, с чем ты познакомишься? С домами из окна автобуса? С членами группы? А жизнь проходит мимо. И ты проезжаешь мимо этой жизни.
А когда ты едешь «по делу», ты общаешься с гражданами чужой страны. Особенно хорошо знать язык: ты проникаешься их проблемами, узнаешь подробности быта. Мне это интересно. В том же Стамбуле я знаю не только парадные входы, я знаю окраины, нехоженые туристами тропы, которые поэтому и становятся роднее - твоими, «личными».
В Обществе русских мне предложили как-то совершить поездку к памятнику русской белой армии. После Гражданской многие русские офицеры оказались в Турции. Они там и умирали. И памятник им сделали русские - просто пирамиду из камней. Натаскали камней и сделали. Ее разрушали, растаскивали. А потом опять восстановили активисты общества Андрея Первозванного. Когда меня туда пригласили, как раз было открытие восстановленной пирамиды. Приехали к памятнику дети первой эмиграционной волны - из Франции, Голландии, других стран. Это была одна из самых трогательных встреч в моей жизни.
На 9 мая с членами Общества русских я отправилась в морскую поездку на Принцевы острова. На пароходе звучали военные песни. Люди танцевали вальс, запускали в небо шары, плакали. И ощущали себя соотечественниками, выходцами из великой страны. Одна генетическая память у нас, общие корни… Хорошо, что есть такие общества, как это, Русское, в Стамбуле. Немало мне помогли и в представительстве Башкортостана в Турции. Благодаря его руководителю, я попала в ТЮРКСОЙ. Познакомилась там с ведущими, очень значительными художниками из тюркоговорящих стран, с галеристами, с журналистами и телеведущими. Многие из них стали моими друзьями. В турпоездках такого не происходит. Ты там потребитель. А мне нравится что-то нести людям, что-то давать. Я предпочитаю вести себя так.
Легко ли быть русской в Болгарии?
Болгария всегда дает почувствовать русской женщине, что она - иная, инородная. Раньше это чувствовалось в виде повышенного внимания. Во время социализма, когда Болгарию называли 16-й республикой, было проще там в браке находиться. Внимание проявлялось в помощи - надо тебе на работу устроиться, решить бытовые вопросы - пожалуйста. Теперь этого нет.
Не могу сказать, что сейчас мне сложно, тем более я владею болгарским языком, я общаюсь, я в социуме. Я не вижу ущемления, но всегда можно услышать в свой адрес рускиня, без негативного оттенка, но за самим словом ты читаешь «чужак». Им ты для болгар остаешься. Родной не стать.
В социальном смысле все равны. Если ты живешь на законных условиях. Ты иностранец, но приравнен к болгарам. И в приеме на работу, и в регистрации фирмы, и в социальных услугах - у тебя те же права.
Для получения медицинского обслуживания нужно вносить определенную сумму в страховую кассу каждый месяц. Тогда ты имеешь право быть принятым врачом за минимальную стоимость визита. Например, если ты заплатил, то, заболев, заплатишь врачу одно евро, если не заплатил - двенадцать. Бывают экстренные случаи, а ты не готов, то есть не платил. Помощь, конечно, окажут, но потребуют, чтобы долг заплатил.
Врачи все частные. Они арендуют кабинеты в бывших государственных поликлиниках. В кабинете у каждого кассовый аппарат и компьютер - врач должен отчитаться за каждый прием перед страховой компанией. Всей взаимосвязи я не знаю, но где-то так. Все лечение платное.
Я вожу машину. Села за руль после развода. Права были и раньше. Но с мужем я просто боялась водить, потому что подвергалась критике. А тут я наняла инструктора. Он провел со мной буквально два- три часа, восстанавливая навыки. И вбил в голову одну мысль, которая освободила меня от напряга. Он сказал: машина нужна не только для того, чтобы доехать из одного пункта до другого, она нужна, чтобы получать удовольствие. Я нашла это удовольствие и стала ездить свободно.
Машину в Болгарии можно купить очень недорого после вступления страны в Евросоюз. Можно сделать это в Германии, во Франции и перегнать ее - все это будет без пошлины. Уже в «стране пребывания» нужно заплатить за регистрацию, техосмотр и страховку - ну, это как у всех. Дорог бензин. Он стоит примерно евро двадцать центов. У меня «жрущая» машина - «Мерседес». Я часто выезжаю за город. Под Плевеном у меня два домика. Я прикупила их в деревне - совершенно убитые. В одном из них организовала мастерскую. Разбила фруктовый сад. Посадила смородину. Там смородины нет, а я очень люблю. Прижилась. И огородик есть у меня с помидорами и огурцами…
- Что, может, и на зиму еще заготавливаете? Банки закручиваете в самой помидорной стране?
- Сейчас нет. А раньше очень даже крутила!
Как я закручиваю помидоры в самой помидорной стране
Как я закручиваю помидоры. Режу их на кусочки и закладываю в 800-граммовые болгарские банки, закатываю тонкими крышками. В большой котел (беру у соседей) с холодной водой выставляю банок сорок и на костер. Не надо, чтобы он горел сильно. Так чуть-чуть. Вода в котле закипела - всё, вынимаем. Остынут, и все. Зимой будут, как свежие. Особенно хорош из таких помидор сок - невероятный, пахнущий летними томатами. Я в банки никаких специй не кладу. Надо будет, потом досолю. Нет, не смешно закатывать помидоры в Болгарии. Все так делают.
Правда, сейчас, перестала, некогда. Да и дом хочу продать.
Помидоры наши не сравнить с магазинными. Вкус домашний. Перестав их закатывать, все равно я их не магазине покупаю. А только у деревенских или на улице - закатанные в домашних условиях.
Болгары варят сами компоты, вино и ракию. В администрациях всех поселений стоят аппараты для перегонки. Можно взять на прокат. Говорят, что есть ограничения на количество литров, но, по-моему, никто не соблюдает. Гонят, сколько хотят. У болгар не принято говорить тосты. Подняв дружно первую, они скажут «На здраве». А потом дело каждого, как он будет пить. Или не будет. Не принято настаивать на распитии и требовать эти самые тосты произнести.
Болгары - хорошие виноделы и хорошие кулинары. Среди них тоже есть свои диалектные группы, которые, пусть немного, но отличаются. И в кухне тоже. Мне удалось побывать в одной самобытной деревне. Там, как и все болгары, празднуют 6 мая День святого Георгия. И хотя персонаж христианский и сам праздник тоже, в него вплетены языческие элементы жертвоприношения. Там у всех есть металлические печки. И в них на углях в этот запекаются ягнята, которых режут в этот день. А на Пасху, которую болгары встречают с католическим миром, в этих печках готовят куличи - в огромном количестве. Мои друзья каждый раз готовят по двести штук. Чтобы всем раздать. Чем только не наполняют - шоколадом, цукатами, изюмом, орехами, разукрашивают в разные цвета.
Болгары умеют праздновать и веселиться. Я это знаю не понаслышке, потому что много езжу по стране. Недавно сопровождала как переводчик группу российских художников, Были на побережье, потом в Казанлыке - долине роз, на Шипке, разумеется, в деревне - на родине Тодора Живкова…
- Это что был обязательный маршрут для русских - на родину генсека?
- Конечно, никакие делегации туда уже не ездят. Но мы сочли нужным. И нас там тепло встретили. Живкова болгары вспоминают добрым словом. Они жили при нем в изобилии. Сейчас в Болгарии жить тяжело. Люди остались без работы. И многие потянулись на работу в Италию, Испанию, Грецию. Зарабатывают там неплохо в социальной сфере.
Не продается вдохновенье, но можно живопись продать…
- Вам хватает на жизнь в чужой стране?
- Вы что хотите быть уверенной, что художник должен быть голодным? Что художников вот такая «истерзанность» должна вдохновлять? Я не считаю, что художник должен быть голодным. И не хочу этого. Я свободный художник, пишу картины. Организую выставки своих работ и продаю их. Есть мои картины и в галереях, которые занимаются продажей. Это тоже приносит деньги. В Стамбуле у меня есть свой круг учениц. И мне платят за обучение. А образование в Стамбуле дорого. Обучение в английском коллеже стоит 38 тысяч евро. Турецкие родители очень любят обучать детей - и в музыкальных школах, и в художественных и везде за все надо немало платить. В Турции, кстати, не принято отправлять детей надолго из семьи - в лагеря, санатории. Могут ребенка туда устроить, но обязательно на ночь забрать домой. Вот такие традиции.
В ближайшее время планирую две выставки в Москве. Одну персональную - в Доме национальностей. Другую - совместную, российско-болгарскую. Весной хочу съездить в Индию - тоже с картинами. А до этого - в Германию, Турцию. Да, забыла еще две выставки в Оренбурге.
- Ничего себе план на год!
- Почему на год? Это все будет до лета.
- А Бога насмешить не боитесь, так все расписав?
- Нет. Даже если все не получится, не страшно. Никто не гонит. Ну не сделаю к лету - сделаю к осени. Важно это все расписать, не забыть. Все равно хоть на три четверти, но сделаю. У одного моего знакомого турецкого художника прямо дома висит плакат «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня, - отложи на послезавтра».
Я работаю каждый день. Без пропусков. Это не утомительно, потому что моя работа мне доставляет удовольствие. Зачем лишать себя этого удовольствия? Кроме того у меня есть ощущение, что не зря прожит день. Потом это тренирует разум, вдохновение. Вдохновение тоже должно тренироваться. Нельзя думать, что вдохновение приходит из ниоткуда: взял кисть, сел - и оно придет. Нет, так бывает редко, практически не бывает. Только после труда ежедневного. Не пришло? Ничего страшного. Живопись, масло легко поддается корректировке. Придет озарение, и поправите «застывшую» картину. Но ее надо было сделать.