Все новости
Культура
10 Января 2013, 16:06

Оглянись, незнакомый прохожий

Голос времени звучал в кинофильмах фестиваля «Кинозрение»

Прошедший два года назад фестиваль «Кинозрение», казалось бы, не изменил ситуации в кинематографе республики. Нужны были другие меры, более масштабные и значимые. Идея нашлась: снять 50 дебютов за два месяца. В истории мирового кино уже было нечто подобное: 150 дебютов во французском кино за один год позволили кардинально изменить мир десятой музы, приблизив его к современному.

Девиз II фестиваля «Кинозрение» оптимистичен: «Кино способно изменять мир к лучшему!». Одна из его уникальных особенностей — в нем смогли принять участие все желающие — непрофессиональные режиссеры и кинолюбители России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Он стал настоящим явлением в кинематографе республики, ярко заявив о себе уже самой церемонией открытия, поскольку зрелищность — обязательная часть кинопроцесса.

В течение трех дней главный зал кинотеатра принимал участников фестиваля. Почетным гостем и председателем жюри стал известный режиссер и актер Олег Фомин. Так стартовал небывалый в истории нашей республики киномарафон: жители любого района или города Башкортостана получили шанс войти в историю российского кинематографа. Комиссия провела кастинг среди 120 желающих попробовать свои силы в кино.

Голос Родины. Голос времен. Он раздался сразу, как только зазвучала неторопливая башкирская речь с экрана. Говорила о своей судьбе пожилая героиня лет 80. А на экране звучала исповедь, оживало ушедшее время, потрясала драма истории, пережитой народом. Возможно, лента «История степного камня», снятая Эльвирой Хусаиновой из Благовещенска, была традиционной, но она стала посланием человеческой души. «Такие ленты надо в Национальный музей сдавать как реликвию», — сказал кто-то из зрителей.

Удивительно, но большинство тех, кто первый раз взял в руки камеру или стал драматургом, режиссером и монтажером, выбрали точный путь авторского осмысления материала. Например, композиция фильма «Верьте в своих детей» Гульнары Сабхибзадаевой совмещает воедино далекие друг от друга, на первый взгляд, темы: спортивные достижения тех, кто столь достойно выступил на Паралимпиаде в Лондоне, и материалы, снятые в детском доме. Такая композиция позволила не только порадоваться успехам наших спортсменов, но и поставить вопрос: сумеем ли мы выиграть в будущем? Хотя лента просто потрясла своей зрелищностью, но все же в своей номинации уступила скромному фильму «Нужные слова» Гузель Узбековой из Уфы. На этот раз жюри проголосовало не просто за добрую и красивую ленту, а за фильм глубокий и критичный: журналист, отправляющийся на задание в Дом престарелых, получает напутствие редактора — дать позитив. А затем идет документальная лента о пожилой женщине, матери большой семьи, брошенной и забытой детьми. Финал: в доме престарелых читают именно тот позитив, что и был рекомендован редактором. Так на наших глазах совершилось предательство.

Елена Кравченко из города Октябрьского нашла правильный угол зрения. Он ясен уже из названия ленты — «Там, где сердце». Этот фильм об отсутствии внутренней душевности при фактической ее демонстрации. Главный герой-подросток поначалу попадает из детского приюта в дом родной матери, все-таки решившей исправить своей грех. Но проходит время, и мальчик возвращается. Там, где нет сердца, — нет душевного тепла.

Фестиваль превратился в поединок равноправных лент высокого качества. Завоевавший приз зрительских симпатий фильм «Вишневый день» Ирины Хамидуллиной, по сути, — социальный ролик, призывающий делать краше дом, где ты живешь. В нем есть все то, что нужно молодому зрителю: задор, энергетика, ритм. Показ ленты, как правило, сопровождался бурными аплодисментами старшеклассников и студентов.

Лента Ольги Стариковой «Я — живой», получившая приз за лучшую режиссуру, отправилась на другой форум — в Нью-Йорк. Фильм, снятый на документальной основе, потрясает своим финалом: случайный прохожий, убежденно улыбаясь, уверяет, что мальчик, страдающий тяжелой формой ДЦП, обязательно пойдет. Режиссер не ищет внешней зрелищности, фильм снят черно-белым. Но откуда же тогда берется катарсис, возникающий, как свет, в казалось бы безысходной ситуации.

Фильм выстрадан автором. Режиссер давно и плодотворно занимается помощью инвалидам. На социальной акции в городской библиотеке, где проходила выставка кукол мастеров-непрофессионалов, в центре внимания оказалась одна из них — Наталья Ототюк, чей сын страдает ДЦП и частично аутизмом. Чтобы собрать деньги на лечение сына, она стала мастерить кукол. Мы увидели их не только на экране, но и на выставке сразу же после показа фильма «Я — живой». Ее кукол не только раскупили, на них поступило огромное количество заказов, а одна из уфимских фирм смогла оказать солидную финансовую помощь.

Предназначение лент, показанных на фестивале, — стать основой социальных мероприятий различного направления, жить не одномерной и скоротечной жизнью, как голливудская коммерческая продукция, а дать толчок благородному делу, побудить наших сограждан к содействию.

Как бы ни сложилась судьба фильмов, показанных на фестивале, очевидно одно — в республике есть школа, вокруг которой уже сегодня объединились лучшие силы молодых творцов. Вспоминается первый фестиваль «Кинозрение»: не было денег, не было проекта «Народное кино», но были безграничная любовь к кинематографу и вера в то, что все сбудется. И этот час наступил.

Кстати
  • Фильмы были представлены в пяти номинациях: «Мир личности», «Мир семьи», «Мир общества», «Экомир», «Мир души».
  • Фильм уфимки Ольги Стариковой «Я — живой», признанный победителем в номинации «Лучшая режиссерская работа», отправится в Нью-Йорк для участия в кинофестивале евразийских фильмов — New York Eurasian Film Festival. Он пройдет в марте 2013 года.
  • По решению жюри победителями I фестиваля народного кино «Кино-зрение» стали 20 непрофессиональных режиссеров.
  • В оргкомитет II открытого фестиваля «Кинозрение» поступила 91 заявка из Москвы, Санкт-Петербурга, Дубны, Ярославля, Самары, Казани, Уфы, Стерлитамака, Читы, Омска, Кривого Рога, Харькова, Кировограда, Караганды.
Читайте нас: