Все новости
Культура
26 Декабря 2012, 15:32

Иван Охлобыстин: Русский язык я выучил, съев учебник с соевым соусом

Ещё в школе актёр понял, что обязан сообщить человечеству нечто доброе, светлое и весьма разумное

«Не люблю схоластики! Хочется по душам!»
«Не люблю схоластики! Хочется по душам!»
Актер, сценарист, режиссер, журналист, телеведущий, писатель, временно неслужащий священник. По этому далеко не полному перечню, думается, практически каждый поймет, что в Уфе побывал Иван Охлобыстин, он же отец Иоанн, он же обожаемый телезрителями обаятельный грубиян доктор Быков из сериала «Интерны». Правда, в отличие от своего персонажа, Иван Иванович безупречно воспитан и корректен. В тоже время профессионально многословен, заговорившись, уводит разговор в сторону, что, впрочем, делает его еще более интересным собеседником. В столицу республики артист приехал с презентацией фильма «Соловей-Разбойник», в котором выступает в качестве сценариста и исполнителя главной роли. Сразу скажем, фильм не относится к числу несомненных удач в биографии актера, но выгодно отличается здоровым юмором, а временами заставляет и пригорюниться над отдельными реалиями российской жизни. Собственно, таланту своеобразно выражать свои мысли Иван Иванович обязан, скорее всего, папе. Но это отдельная, леденящая душу история.
— Актер, кинорежиссер, сценарист, драматург, журналист, писатель, теле- и радиоведущий — все эти профессии связаны с умением толково и интересно выражать свои мысли, что у вас получается прекрасно, судя по обилию наград за труды.

— Я родился в Тульской области в доме отдыха «Поленово». Отец, веселый и очень интересный мужчина шестидесяти двух годков, был там главврачом, а мама — совсем еще юная, влюбленная студентка МФТИ — будущий инженер-экономист. Папа жил в постоянных разъездах и лишь однажды принял участие в моем воспитании — но как! Мама, человек бурного сицилийского характера, долго и страстно сокрушалась по поводу того, что у меня плохие оценки по русскому языку. Что делает папа? Приносит учебник русского языка, соевый соус и заставляет меня сожрать все это дело. И я, еще отрок, в четвертом классе, поедал этот учебник целый день и плакал. С тех пор по русскому языку у меня всегда были замечательные оценки.

Отец был вообще феноменальный человек, уникальный диагност. Вот доктор Хаус нервно курит по сравнению с ним. Во-первых, бесстрашный. Воевал с испанской войны с генералом Радимцевым. У него был своеобразный дар предвидения. Он по человеку все видел, не знаю как. Вообще никогда не ошибался в диагностике. Мог не знать даже названия болезни как врач — в те времена часть болезней была не выяснена полностью.
Но понимал, что в этой области что-то не так. Поэтому он был еще очень неплохой хирург. Диагностировал и оперировал сразу. И не боялся этого.

В институте дивная у нас преподавательница литературы, кстати, была. Когда она умерла, весь ВГИК завесили листками с ее стихотворениями. Она была тайно влюблена в Тарковского, писала ему стихи, но не показывала никогда своего чувства. А стихи очень приличные, надо отдать должное.

— А почему актеры идут в режиссеры, причем первый же ваш опыт оказался весьма удачным: фильм «Арбитр», в котором вы «сыграли» режиссера, сценариста и исполнителя главной роли, получила награду кинофестиваля «Кинотавр»?

— Я в школе еще понял, что в мир люди приходят не просто так. И я обязан сообщить человечеству нечто доброе, светлое и весьма разумное. Способов сделать это я нашел два: обратиться к религии или стать светским человеком. Способ первый был отвергнут по причине наследственного атеизма. Все родные были коммунисты, причем такие, знаете, нравственно практикующие. Вот я и выбрал режиссуру и поступил во ВГИК.

— В фильме «Заговор» вы играли роль Распутина — фигуры неоднозначной. Как вы решились сыграть эту роль, будучи, тем более, тогда действующим священником?

— Кстати, это впервые в истории российского да и мирового кинематографа, когда главную роль в кино сыграл действующий священник. Сценарий заинтересовал сразу: режиссер Станислав Либин снял фильм на основе рассекреченных документов британского Скотланд-Ярда. Некоторые документы недвусмысленно указывали на то, что в этом убийстве, помимо уже известных Юсупова и Пуришкевича, были замешаны англичане. Британия старалась разрушить мирный договор России с Германией.

Но согласился я не сразу: пришлось просить на это благословения Московской патриархии. И оно было получено. «Если благословение получено, ничего предосудительного в том, что священник снимается в кино, нет. Даже в роли Распутина», — так сказал отец Всеволод Чаплин, замглавы отдела внешних связей Московского патриархата.

— Откуда пошло ваше увлечение восточными единоборствами?

— Впервые занялся единоборством во время службы в армии. Занимался там рукопашным боем. Потом был большой перерыв, а потом страстное увлечение айкидо. Я был, можно сказать, как-то раскоординирован. Айкидо помогало сосредоточиться.

Мне вообще понравился этот мир восточных единоборств. Я себя очень комфортно в нем чувствую. В этом мире, в отличие от того, что происходит вокруг, есть только одна интрига — бой. И еще одно хорошее качество — отношения между людьми очень прямые, ясные, чистые. А за счет этого очищаешься и ты. На тренировке во время поединка, когда уже совсем выдыхаешься, держит тебя только дух. В таком состоянии ничего нет — ни страха, ни жизни, ни смерти. Есть только вечность.

— И в вашем новом фильме «Соловей-Разбойник», и в ленте 2011 года «Суперменеджер, или Мотыга судьбы» — комедии об офисных работниках, убежденных толкиенистах и финансовых махинациях — человек, по сути, играет роль, он ролевик. Это бегство от действительности? Усталость от жизни или все-таки стремление сделать ее лучше?

— Вообще-то, мне сценарий понравился, прикольный, как и мой персонаж — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо. Понимаете, любая субкультура в основе несет простое желание человека быть с кем-то, связать себя определенного рода узами, быть в сообществе. Человек — общественное существо, поэтому и субкультура тоже — это продолжение обычного общества.

— Сценарий «Соловья» лежал на полке 7 лет. Почему он так долго ждал своего воплощения?

— Это парадокс для меня. Самые лучшие мои сценарии до сих пор не экранизированы в России. У меня есть «Узкоколейка» — гомерически смешной сценарий — никому не нужен, в прокате точно не будет принят, делают на Украине. Один из любимых сценариев — «Мотылек» — о том, как маленькая девочка случайно оказывается на самом дне города, и те люди, которые должны выступать самыми главными злодеями, принимают на себя ответственность и встают за нее стеной. Делают его в Америке.

Я вообще думаю, что нам лучше всего удаются не вестерны и приключения, а мелодраматические глубокие истории с философской подоплекой, об отношениях мужчин и женщин, потому что мы, по сути, все интроверты. Почему у нас никогда не возникало на этой земле проблем с наукой? Наплевать нам было — квадратная Земля или прямоугольная. Маринка любит или нет — это да!

— Вы такой спокойный, мирный человек, а фильм достаточно жесткий.

— Продюсеры кокетливо назвали фильм «беспощадной комедией», но все же в большей степени это эпическая сказка о разбойничьей воле, духе. Кому, как не нам, азиатам, это понять. Мы ж не за деньги воюем. «За одними — деревни, за другими — казино». А обилие крови — это одно из условий жанра.

Я, кстати, для себя немного исправил «Белое солнце пустыни»: все время голову ломал — что ж баба-дура выпустила Верещагина на баркас, а вот у меня в последний бой участкового Анисима жена не пустила.

Меня кто-то спросил: «А как же дети?». Вы видели когда-нибудь игрушки «Angry birds?» или зайчиков, разламывающихся в клочья? Детей сейчас ничем не удивишь! Кто-нибудь смотрел «Груз-200»? Там практически нет крови, но что страшнее посмотреть — с кровью или без?

— В нескольких интервью вы упоминали имя Тарантино, и «Соловей-Разбойник» напомнил его стиль. Это один из ваших любимых режиссеров?

— Есть некие жанровые наработки, классические кадры: например, человек сходит с коня, выходит из машины — начинается фильм. Это сразу нацеливает зрителя. А у Тарантино или Гая Ричи есть великие предшественники. Например, Михалков — «Свой среди чужих, чужой среди своих». Ни один Гай Ричи не сравнится с «Белым солнцем пустыни»! Мы смотрим эту ленту уже больше тридцати лет и плачем! Хотя это вестерн, если пытаться перевести все в классический жанр. В «Соловье» были использованы все наработки.

Само по себе кино — это симбиоз коллективного творчества, актерского, операторского, режиссерского. Тут используется все возможное для донесения сверхидеи: в данном случае это наше обостренное чувство справедливости и желание эту справедливость восстановить.

Я, когда делал сценарий, размышлял над тем, что бы такое написать, чтобы беспроигрышно? И подумал, а почему самые любимые песни у нас о разбойниках? Почему мы их любим? Степан Разин — убийца, чудовище. Но в какой-то миг люди понимают, что у нас власть всегда была такая, что вот уже зажралась до уровня Змея-Горыныча, которому надо башню рубить, и тут — либо богатыри (но у нас богатыри все на ставке, газпромовской, например), либо разбойники. На них только и надежда.

И военные тоже должны будут однажды сделать тот же выбор: либо у тебя за спиной казино (газовая труба, яхта Абрамовича), либо деревня. Суть-то кровавого и беспощадного русского бунта в том, что русский мужик менять ничего и не хочет! Покипешует — и домой. Но кипешевать надо! Иначе начальство начинает зажираться до такой степени, что не поймет, куда деньги потратить от завтрака, а бабки по пустым деревням с голоду помирают. И тогда начнут появляться вот такие «санитары леса», как Соловей-разбойник. Бунт в нашем российском очаговом варианте. Это не общее возмущение, как Французская революция, когда все пошли, прочитав Вольтера. У нас вот так вот должно быть.

Мы и общаться-то разучились. Социальные сети нас разобщили! Правда, технологии свои долги возвращают назад, социальные сети берут на себя роль организации общения, после чего все начинают контактировать в реальности. Время, когда дети сидят в контакте, вместо того чтобы на лыжах кататься, проходит. Нам не хватает живой связи, мы можем положиться только на человека: на отца, на мать.

Я на бабушку полагался. Самая любимая женщина в моей жизни! Она была женщина героической судьбы, которая вытащила с поля боя во Второй мировой войне сотни людей. На девятое мая к ней приезжали пятьдесят ветеранов и два фашиста. Ее звали Маша-солдат, и у нее много «взятий в плен». Она не разбиралась, кого тянет с поля боя. Дольше всех ездил немец из Франкфурта, бывший эсэсовец, кстати, возил для моей прабабушки модную мазь для рук, чтобы ее лечить. Тогда мазей не было, только крем детский и присыпки. Маленькая такая бабушка, пухленькая, вечно улыбающаяся. Генерал авиации предлагал ей руку и сердце. Выпендривался, делал «мертвые петли». Танкист некий в русскую рулетку из пушки играл, чтобы ее привлечь. А она вышла замуж за танцора, который спился и начал ее побивать, пока не подрос ее старший сын — деревенская история, в общем.

Я, наверное отвлекся, но не люблю схоластики. Хочется по душам!
Итересные факты из жизни Ивана Охлобыстина:
  • Награды: 17 — за лучшую режиссуру, 9 — за лучшую актерскую роль, 21 — за лучший сценарий.
  • Дома у Ивана Охлобыстина есть мини-коллекция ружей, которую он очень любит.
  • Актер состоит в Союзе охотников и рыболовов России, в Международной ассоциации айкидо кёку ренмей.
  • Будучи церковным служителем, отец Иоанн был самым любимым пастырем сообщества московских байкеров «Ночные волки».
  • В 2001 году президент России Владимир Путин наградил Ивана Охлобыстина именными золотыми часами «За заслуги перед Отечеством» — которые, кстати, актеру не понравились, и он их не носит.
  • Увлекается ювелирным делом.
  • Имеет разряд по шахматам.
  • Занимался прикладным карате, кёкусин будокай и ножевым боем.
Читайте нас: