Башкирский театр оперы и балета скоро обрадует меломанов второй премьерой. Это «Тоска» Джакомо Пуччини. В этом году к ее постановке привлечена солидная команда: дирижер Андрей Аниханов (Санкт-Петербург), режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе (Москва). Оба этих имени широко известны
в музыкальном мире России и за ее пределами — в Италии, Франции, США, Голландии, Португалии. Андрей Аниханов в прошлом — главный дирижер Михайловского театра, сотрудничает с ведущими музыкальными коллективами страны, работал в Италии, Франции, Литве, Эстонии.
— Андрей Анатольевич, чем привлекает вас опера Джакомо Пуччини?
— Пуччини, наравне с Верди, Беллини и Доницетти — один из символов Италии. А «Тоска» считается самой итальянской, «римской» оперой Пуччини. Для меня «Тоска» — в высшей степени чувственная, энергетически богатая оттенками музыка. Герои оперы — сильные, мощные характеры, действующие в драматических ситуациях.
— Вы уже хорошо познакомились с труппой нашего театра, с оркестром, артистами. Какова для вас главная отправная точка в работе над спектаклем?
— В первый раз «Тоску» я поставил в театре имени Мусоргского, где были заняты лучшие вокальные силы. Это одна из самых востребованных опер. Для меня очень важно понять, с каким коллективом предстоит осуществить ее постановку. Необходимо прочувствовать возможности каждого музыканта.
Хотя музыка Пуччини в «Тоске» с точки зрения инструментализма не такая сложная, но, вместе с тем, весьма переменчивая по настроениям. Из-за ее эмоционального накала, внутренней энергетики от исполнителей требуются определенные качества и, прежде всего, сильные, крепкие голоса. Поэтому всегда приходится корректировать звучание оркестра с учетом возможностей артиста, устанавливать еле уловимые штрихи, нюансы. В «Тоске» необходимо оттачивать каждую вокальную фразу, добиваясь свободы исполнения от всех певцов. С каждым оперным коллективом создается свой спектакль.
— Как вы оцениваете творческий потенциал нашего театра?
— «Тоска», как мне сказали, в последний раз ставилась здесь в 1965 году. Кстати, именно в 1965 году я родился. Совпадение уже интересное. Эта опера — большое испытание для любого коллектива. Я считаю, что оркестр довольно быстро вошел в материал, чувствует себя в нем свободно и, думаю, достойно прозвучит на премьере. У башкирской оперы замечательные традиции, здесь работают талантливые, яркие дирижеры, великолепные певцы.
Мне очень нравится работать с Ильгамом Валиевым, занятым в партии Каварадосси. Сразу видно профессионала. У него очень красивый голос, тембр интересный, он предельно ответственный человек. И замечательно открыт по-актерски.
Лариса Ахметова хорошо понимает сложность своей партии — Флории Тоски, очень драматичной и эмоциональной по сути, в вокале немало эффектов, что называется, «вырванного сердца» и сложное сочетание голоса с оркестром. У Ларисы очень красивый голос.
- Премьера спектакля «Тоска» в Башкирском театре оперы и балета состоится 8 и 9 декабря.
- Пьеса «Тоска» была написана В. Сарду специально для Сары Бернар, и актриса имела в ней огромный успех.
- Премьера состоялась в римском Театро Костанци 14 января 1900 года. Несмотря на неоднозначную реакцию критики — многие находили сюжет чрезмерно брутальным — первая постановка прошла двадцать раз при переполненном театре.
- В России «Тоска» была впервые дана в Одессе на итальянском языке в 1900 году.
В 1965 году опера Пуччини «Тоска» была поставлена под руководством тогдашнего главного дирижера театра И. Альтермана. Вот что вспоминает легенда башкирского оперного театра, заслуженный работник культуры РФ, заведующая гримерным цехом Валентина Клепцова: «Это был золотой век нашего театра. Каждый спектакль проходил при аншлагах. Главную партию — Тоски — пела удивительная актриса Мария Бриткова. Ее сильный, необыкновенной красоты голос покорял зрителей с первой ноты. Она была особенно хороша во всех операх Верди и Пуччини. Это была великолепная Чио-Чио-сан, яркая Аида.
Заслуженная артистка РБ
Лариса АХМЕТОВА:
— Я шла к партии Тоски лет 15. Откровенно говоря, боюсь. Но я давно мечтала о ней, и очень хочется, чтобы она у меня получилась. Ни в одной роли мне еще не было так трудно, как сейчас. Сегодняшние постановщики открыли для меня столько исполнительских нюансов, о которых я раньше и не подозревала. Сам сюжет очень жизненный: ведь Пуччини был как композитор приверженцем предельной правды на оперной сцене. Вот и режиссер Михаил Панджавидзе добивается этого в каждой ноте, в каждом взгляде. Я уверена, что каждый из нас, занятых в этом спектакле, благодаря мастерам, с которыми выпало счастье работать, значительно вырос в профессиональном плане.
Заслуженный артист РБ Ильгам Валиев:
— Я давно мечтал поработать с такими постановщиками. И дирижер, и режиссер на репетициях создают удивительную творческую атмосферу. Я рад, что именно «Тоска» выбрана для новой работы театра. Это труднейший даже для очень сильного вокалиста спектакль, этим он и интересен.