Еще пару десятков лет назад приезд известных артистов в республику считался настоящим событием — устраивались пышные встречи, пресс-конференции, журналисты в очередь становились, чтобы побеседовать с кем-то из звезд. Сегодня подобные визиты для служителей сцены, увы, обычная работа. Участие в антрепризах, даже весьма раскрученных, снижает градус восприятия театрального искусства. Может быть, потому, что нам, воспитанным на громких именах режиссеров прославленных театральных школ, кажется: чувства и страсти в таких «солянках» поставлены на поток.Но с подобным заключением в корне не согласилась побывавшая недавно в Уфе участница антрепризных спектаклей «Идеальный муж» и «Свободная любовь» народная артистка России Ирина Купченко.
— Такая форма постановки спектаклей в нашей стране существует давно. Это традиционно сложившееся культурное явление. В прежние времена в России вообще существовало только два стационарных театра — в Петербурге и в Москве. Все остальное было антрепризой. Под конкретную постановку собиралась труппа с участием знаменитых актеров. Спектакль шел до той поры, пока публика проявляла к нему интерес. Затем затевалась новая постановка, подбирался соответствующий состав исполнителей. Антреприза была призвана зарабатывать деньги. Государственные театры, каких и во всем-то мире было по пальцам перечесть, появились в советские времена. И когда с наступлением перестройки в нашей стране стала возрождаться антреприза, то зрители не сразу восприняли ее из-за слабых постановок — ведь начинали эту работу люди с маленькими средствами, весьма скромными силами. Сегодня в этот вид искусства пришли настоящие мастера, иные антрепризы не уступают спектаклям академических театров. Здесь важно уметь совместить интерес публики и высокое профессиональное мастерство. У этого направления — большое будущее. Тем более что для многих артистов участие в антрепризах — реальная возможность сохранять творческую форму, оставаться востребованными.
— Но с востребованностью у вас, похоже, никогда проблем не было — в кино вы сразу попали к такому мастеру, как Андрей Кончаловский. Как это произошло?
— Случайно. Нас, тогда еще студенток, пригласили сниматься в массовках. Вот я там дверью и ошиблась. Удачно, надо сказать — попала на главную роль в фильме «Дворянское гнездо». В кино вообще очень многое зависит от «сложившихся обстоятельств». Так получилось потом с «Дядей Ваней». Соню там должна была играть другая актриса. И дело было не в том, что кто-то не справился с ролью. Просто у очень талантливых режиссеров обычно нет жесткого видения материала — оно меняется в ходе работы, как и взгляд на исполнителя. Из романтической девушки, например, героиня может превратиться во вполне земную женщину с поварешкой в руках — как это случилось с моей Людмилой в «Романсе о влюбленных». Герой картины поначалу женится на ней «назло себе». Кончаловский пришел к такому выводу не сразу — просто понял, что по-настоящему влюбиться второй раз «по горячим следам» герой Киндинова не сможет!
— Вы глубокая драматическая актриса, сыгравшая немало интересных ролей в кино и театре. А что из сыгранного запомнилось своей необычностью, тем, что выбивалось из привычного амплуа?
— С огромным удовольствием я снималась в комедии «Старые клячи». Обычно все роли мои базировались на сложных характерах женщин с непростыми отношениями — как с мужчинами, так и с окружающим миром. А участвовать в фильме Эльдара Рязанова мне было просто весело. Герои переживали невероятные приключения — я радовалась, как ребенок! В результате поняла, что сниматься в кино иногда даже приятно. В большинстве же случаев вместе со своими весьма непростыми героинями я будто воз на себе возила. Неимоверно трудно было, например, нам с Михаилом Ульяновым удерживать внимание зрителей на протяжении полутора часов в фильме «Без свидетелей», где, как известно, только два героя — он и она.
— Одни имена ваших партнеров по фильмам приводят в трепет — Смоктуновский, Бондарчук, Янковский, а легендарный Василий Лановой к тому же еще и ваш супруг. Трудно находить общий язык на съемочной площадке с такими большими артистами?
— Я давно пришла к выводу, что чем талантливее человек, чем крупнее личность, тем проще и естественнее он относится к людям, скромнее держится с окружающими, не предъявляет претензий к ним. С такими актерами чувствуешь себя легко. Рядом с ними и сам стараешься играть лучше. Что касается Василия Ланового, то на съемочной площадке мы встречались не часто, зато в театре имени Вахтангова много лет играем вместе на одной сцене.
— Что помогает вам в работе над ролью?
— Один из методов — пытаться жить жизнью своего героя и вне съемочной площадки. При этом я очень разборчиво отношусь к тому, что играю. Никогда не соглашусь сниматься в фильме, идеология которого мне чужда. А еще очень важно любить своего партнера, по-человечески тепло относиться к нему. С режиссером могут быть разные отношения — твоя задача четко выполнять его указания. А вот того, с кем играешь в паре, нужно ощущать на уровне флюидов. Поэтому негативные чувства здесь просто закроют партнеров друг от друга.
— Современный человек постоянно пребывает в состоянии стресса. Тем более это знакомо людям искусства. Как вам удается сохранять себя в замечательной творческой форме?
— У нас есть дача, но мы там ничего не выращиваем — любим только отдыхать. Гуляю по лесу, любуюсь окружающей природой, которую просто обожаю! Могу долго сидеть под каким-нибудь кустом и слушать, как птички поют, кормить их — это большое счастье. Такое умиротворение помогает сохранять душевное равновесие, осмысливать предлагаемый материал. Потом, на сцене или перед кинокамерой, все это дает свой результат.