Все новости
Культура
22 Октября 2012, 15:53

Соло на... фотоаппарате

Фотограф из Уфы проснулась знаменитой после 11 сентября

Запечатлеть рождение семьи «свадебного репортера» нередко приглашают известные люди.
Запечатлеть рождение семьи «свадебного репортера» нередко приглашают известные люди.
На одной из своих фотографий, прямо по глянцу, рядом с девочками-подростками начинающий фотожурналист Гульнара Самойлова крупно начертила когда-то фломастером: «Вот вы нас ругаете — и такие мы, и сякие. А вы посмотрите на нас: ведь мы — ваши дети!». Меня удивило тогда ее не по возрасту философское отношение к жизни — желание заглянуть внутрь каждого предмета, ситуации, человека. Помню, что написала о девочке из уфимского дома детского творчества: «Она в той поре, когда все еще только копится в душе, но совсем близко та отметка, после которой собранное и воспринятое прежде начинает подниматься как на дрожжах, выливаться во что-то мощное, неповторимое, яркое, что и называется искусством».

Сегодня в багаже известного фотографа из Нью-Йорка Гульнары Самойловой номинация на престижнейшую в области журналистики Пулитцеровскую премию, победа в международном конкурсе «Интерфото», премии ассоциации WPJA и World Press Photo. Все, о чем когда-то мечтала уфимская девушка, перебравшаяся в Америку и ставшая за годы упорного труда и поиска места под солнцем фоторедактором в одном из крупнейших агентств мира — Ассошиэйтед пресс, сбылось в один момент: Гульнара проснулась знаменитой на второй день после трагедии 11 сентября...

С башнями-близнецами она жила, можно сказать, по соседству. И когда услышала утром вой сирен, то бросилась к эпицентру событий. «Я неслась к месту взрыва, а все бежали в обратную сторону, — вспоминала позднее наша землячка. — Паники не было. Работали бригады скорой помощи, пожарные, из гостиницы «Миллениум» выносили простыни для раненых. Я даже зашла в одну из башен на первый этаж. Но там не было обзора. Это, наверное, и спасло меня». Сменив дислокацию, обернулась на странный шум, выхватила камеру и уже через объектив увидела: первая протараненная башня наклонилась и начала падать. «Стали кричать: «Бегите!». Мы побежали. Я споткнулась и упала на мостовую. Мне показалось, что земля содрогнулась и ушла из-под ног — на меня надвигалась огромная серая стена обломков и цементной пыли. Начав задыхаться, подумала, что похоронена заживо. И только когда услышала чей-то голос, поняла, что выжила». Оглядевшись, увидела: колонна людей в цементной пыли молча шла к Бродвею. Ни-кто не кричал. Все были в шоке. Многие находили потом на ее фотографиях своих родных и близких — снимки молодого репортера из эпицентра трагедии облетели тогда весь мир. О ней самой стали писать газеты, посыпались интересные предложения. Но на пике своей популярности Гульнара оставила фотожурналистику.

Прошло двадцать лет, как наша землячка уехала из Уфы. Когда-то девочка по прозвищу Фотограф восхищалась работами американки Рут Джилберт, «действующим лицом» которых было… мясо. «Это прямо песня какая-то!» — сказала тогда Гульнара. Сегодня ни о чем подобном она даже думать не может. Ей нравятся счастливые люди. Обожает снимать влюбленных. Ее фотостудия в Нижнем Манхэттене в Нью-Йорке — самой деловой части города — специализируется на свадебных церемониях. Запечатлеть рождение семьи На свадебной фотографии нередко приглашают известные люди. В ее портфолио, например, Степан и Лиза Михалковы. На одном из фото за счастьем сына наблюдает знаменитая мама — Анастасия Вертинская.

Я знаю, что Гульнара не успокоится на достигнутом. Она обязательно откроет еще много того, что пока не видят вокруг себя глаза обычного человека. Когда-то написала о ней: «Подростковый период в творчестве молодой фотохудожницы, похоже, остается позади. На смену идет юность. Об этом лучше всего говорят работы Гульнары. Мужчина — нынешний объект ее исследований. «Женщинам посвящаются целые выставки, изучают их чуть ли не под микроскопом, — говорит она. — А рядом существует совершенно неведомый нам мир мужской души, мужского тела...».

Вслед за романтичной девушкой в творческой судьбе Гульнары свое место занял зрелый мастер. На очереди — мудрый учитель. Ведь только много переживший человек способен действительность преподносить в сравнении. Горя и счастья, например. Выбор — за каждым из нас. Гульнара Самойлова сделала его раз и навсегда.
Читайте нас: