У Башкирской государственной филармонии — свой, особый зритель. Внимательные контролеры узнают их безошибочно: вот эта элегантная дама предпочитает утонченную музыку прошлых веков и не пропускает ни одного выступления «Оскар-ансамбля». Шумливая группка лохматой, по всему видно, творческой молодежи в джинсах оккупирует залы ближе к весне, когда город заполонят чувственные мелодии джаза и в Уфе заведется редкий «зверь» — «Розовая пантера». Поэтому открытия нового сезона меломаны ждут с особым нетерпением, предвкушая сюрпризы, открытия и приятные неожиданности. Словом, в путь — в страну, где говорят на «универсальном языке человечества» — языке музыки.
Тем более, что перед официальным открытием сезона филармония устроила истинный праздник души: здесь выступила Магнитогорская академическая хоровая капелла имени Семена Эйдинова. Таланту ее солистов рукоплескали в Германии, Голландии, Испании, Италии. А 2000-й год стал для музыкантов поистине запоминающимся: коллектив был назван «Лучшим хором Европы» за исполнение духовной музыки в Мюнхене. Но не только безупречный профессионализм капеллы превратил осенний вечер в филармонии в торжество гениальной, солнечной музыкальной гармонии. Праздник стал праздником вдвойне: в исполнении хора прозвучала опера-оратория Антона Рубинштейна «Христос» — последнее произведение композитора, написанное им за год до смерти и, быть может, потому наполненное ощущением приближающейся вечности, непрерывным, разрывающим душу на части поединком светлого и темного начал, веками ведущих спор за душу слабого человека.
1893 год. Антон Рубинштейн живет затворником в Дрездене и, полный усталости и разочарования в жизни, пишет: «Я исстрадался; философия с ее грозным словом «зачем» овладела мной». От туберкулеза в 21 год умирает младший сын композитора. Не потому ли «Христос» для внимательного сердца — словно протянувшийся издалека через смутные десятилетия войн и революций полный предсмертной тоски и надежды на безмятежный покой голос самого композитора. Впрочем, судьба оперы была печальна. Сам Рубинштейн услышал ее всего один раз — в Германии. Ноты были изданы там же, поэтому опера звучала частично на русском, частично на немецком языках. До революции духовные оперы не допускались к исполнению, у верующих было особое к этому отношение. В советские времена — тем более. И лишь в 2001 году фрагменты оперы прозвучали в нескольких городах России при участии правнука композитора Антона Шароева. «Христос», более ста лет считавшийся потерянным, стал подлинной сенсацией и — достоянием всего человечества.
Уникальность капеллы — в неукоснительно соблюдающейся традиции: первыми исполнять редкие произведения композиторов, незнакомые даже заядлым меломанам. «Ее своеобразие, — считает руководитель капеллы Надежда Иванова, — еще и в том, что такой немаленький — 77 вокалистов, второй по составу в стране хор находится даже не в областном городе. Сложилось это исторически, в связи со строительством Магнитогорска, к которому относились как к городу будущего. Поэтому у нас есть прекрасный оперный театр, консерватория, дома музыки, аспирантура. Таких капелл в 50-х годах в стране было всего три».
Исполнитель же главной партии Александр Гайнутдинов обладает не только сильным, красивым голосом, но и несомненным актерским талантом, который, скорее, можно назвать творческой одухотворенностью. Его безошибочно можно было выделить из огромной группы вокалистов, настолько даже внешне точным было его попадание в образ. Зал ахнул.
Устояв перед искушением послушать звучные голоса солистов магнитогорской капеллы, которые составили бы честь любому оперному театру, думается, не меньшее удовольствие получили любители игры на гитаре, познакомившиеся с исполнительской манерой мэтра этого жанра Сергея Руднева, обладающего своим, совершенно неповторимым стилем игры. Как рассказал сам музыкант, он раскопал целый пласт произведений для гитары, который практически был утерян. В том числе из-за того, что гитару еще совсем недавно считали мещанским инструментом.
«Изучая это наследие, я понял, что самый лучший исполнитель — это автор произведения, — рассказывает Руднев. — Мало того, что он сам выбирает или создает себе технику, он жадно впитывает все, чем славится мировая культура. Русская история — история трагическая, особенно для русских женщин. Вот и песни такие: лирические, жалостные. Исполнять их на классической (шестиструнной) гитаре сложно. Так ко мне в руки попала гитара семиструнная — и появился свой и только свой стиль игры. Я слушал на одном из питерских конкурсов девочку: она играла «По Муромской дорожке» — блестяще, мелодично, очень профессионально. Но скоро мне стало... скучно. «Ты сама-то знаешь, о чем песня?» — поинтересовался я. Она в ответ глядит недоуменно. Так ведь мужчины на Руси зимой уезжали на заработки, женщина оставалась в доме одна, управлялась с хозяйством, ждала. И вот ее любимый возвращается весной домой — с молодой женой. Нормально, да? Потому я сразу представляю картину — о чем я буду играть: это как в капле видеть озеро».
- На исходе года зрителей ждет рождественский фестиваль.
- Фестиваль органного искусства организован в этом году несколько иным, более удобным для знатоков органа способом: абонемент «Органисты трех континентов» разделен на две части: для любителей российской и зарубежной школы органа. Слушатели смогут оценить искусство игры итальянского, испанского, австралийского, немецкого и японского органистов.
- С прошлого года в Уфе прижился Зальцбургский фестиваль, проходящий по всей России и, наконец, прописавшийся и у нас.
- А вот хоровой абонемент приятно порадует меломанов не только традиционным выступлением государственной хоровой капеллы, но и тем, что в программу абонемента включено выступление хора Кирилло-Мефодиевского храма. Пробный концерт прошлого года привел слушателей в такой восторг, что лишить их удовольствия в этом году услышать хор храма в филармонии не решились. Этим летом хор стал лауреатом I интернационального хорового фестиваля во Флоренции. Поклонников духовной музыки у него оказалось предостаточно и в Уфе. В культурном пространстве России, между тем, возникают и новые тенденции — концертное исполнение мусульманской духовной музыки. В рамках нового проекта «Интересная музыка» планируется пригласить мусульманский коллектив из Казани, уже хорошо известный в России.