После просмотра фильма «Марите» в Зилаирском сельском клубе со зрителями случился шок: только что замученная на экране фашистами литовская партизанка вдруг вышла на сцену и прочитала стихи: «Не плачьте, дорогие, обо мне, я не покину вас — и по весне я снова к вам прорвусь ростком зеленым, я буду с вами в подвигах труда, и в шелесте краснознаменном...».
Сельчане никак не могли осознать такого превращения: пять минут назад все в зале дружно плакали над судьбой героини фильма и вдруг она превратилась в такую знакомую дочку местной поварихи Ефросиньи Ленниковой Танюшу, окончившую здесь, в тогда еще селе Преображенском, семилетнюю школу. Надо сказать, что многие зрители прежде искренне верили: в кино артистов убивают на самом деле! Татьяну односельчане встречали тогда как настоящую героиню — будто она и вправду побывала на войне и совершила подвиг.
А ведь действительно, чтобы сыграть такую роль, требовалась актриса с особым характером — решительная, твердая в своих убеждениях, не девушка — кремень! Татьяна Ивановна считала: многим в своей жизни она обязана упорству. С детства ей приходилось всего добиваться самой. Отец оставил маму еще до рождения дочки, и потому с первых шагов своих Таня училась надеяться прежде всего на себя. Уже будучи актрисой, не столько из любви к искусству, сколько из желания выжить в театре любой ценой изучила практически весь женский репертуар.
— И когда кто-то из артистов выходил из строя: ломал ногу, попадал в больницу, уходил в декретный отпуск, ее тут же вводили в постановку. Она переиграла таким образом огромное количество ролей, — вспоминает об актрисе сегодня, приводя в пример студентам, известная артистка Евгения Симонова. — Если бы не эта ее постоянная готовность выйти на сцену, она счастливого случая вряд ли бы дождалась...
Фотографию народной артистки РСФСР Татьяны Ивановны Ленниковой я увидела в Зилаирском историко-краеведческом музее. И узнала в ней Негину из «Талантов и поклонников». Фильм по этой пьесе Островского был снят в 1955 году. Наша землячка играла в нем вместе со знаменитым Павлом Кадочниковым. «Посмотрела фильм три раза, — написала уже в наши дни одна из зрительниц. — Какая же необыкновенная в нем Татьяна Ленникова! Живая, энергичная, настоящая»...
Именно такой ей приходилось быть и в своей жизни. Мама умерла, когда Тане едва исполнилось одиннадцать лет. Девочку поддерживал отчим, фамилию которого — Гусев — она носила до самого своего звездного часа. Окончив школу, поступила в сельскохозяйственный техникум. И стала бы скорее всего агрономом, но война все перевернула вверх дном. Татьяна оказалась в Средней Азии, где судьба ее вплотную пересеклась с актерами из Москвы. И тут данные разных источников расходятся. В одних говорится, что работала она сначала сторожем, а потом костюмером при эвакуированной киностудии «Мосфильм», а в других, что попала в один из московских театров... В любом случае — познакомилась героиня наша со знаменитым артистом Михаилом Астанговым, который, возвращаясь в Москву в 1944 году, взял ее с собой в качестве домработницы.
А совсем скоро стала Татьяна студенткой театральной студии художественного академического театра имени Моссовета, где училась вместе с такими будущими звездами театра и кино, как Адоскин, Эфрос, Новиков. Тогда, будучи третьекурсницей, она и сыграла главную героиню в фильме «Марите». А по окончании учебы была принята в Центральный театр транспорта (ныне Московский драматический театр). Отработав два сезона, решила показаться в одном из самых известных театров страны. Так в ее жизни появился МХАТ. Татьяне дали главную роль в спектакле «Чужая тень» по пьесе Константина Симонова. С нее и началась долгая творческая биография Татьяны Ивановны в этом коллективе. Кого только не сыграла она здесь в пьесах Островского, Чехова, Горького. Была также и Катюшей Масловой в «Воскресении», и Марией Спиридоновой в спектакле «Шестое июля». Даже Медеей в театре имени Маяковского у самого Николая Охлопкова. Снялась в таких фильмах, как «Римский-Корсаков», «Аттестат зрелости», «Дневные звезды», «Поздняя любовь», «Село Степанчиково и его обитатели» с Алексеем Грибовым в главной роли.
Но с приходом во МХАТ Олега Ефремова ориентиры резко изменились. За семнадцать лет до раздела театра актриса сыграла всего семь ролей. Александр Калягин приглашал Татьяну Ивановну в свой коллектив. Сотрудничала она и с театром «Сфера». В ту пору родился также концертный дуэт Ленниковой с актрисой Диной Солдатовой. На театральных встречах они исполняли различные песни и романсы, в том числе и из театрального репертуара.
Все годы рядом с Татьяной Ивановной находился ее муж — народный артист РСФСР, артист театра Красной Армии Андрей Петров. Люди знали его по фильмам «Кубанские казаки», «Встреча на Эльбе», «Адъютант его превосходительства», «Отец Сергий». Вскоре после знакомства с Татьяной артист получил Сталинскую премию за роль в кинофильме «Донецкие шахтеры». Преподавал во ВГИКе актерское мастерство. Более сорока лет прожили вместе супруги, пережили трагедию, похоронив новорожденного младенца. Больше детей у них не было. Татьяна Ивановна не надолго пережила своего верного спутника. В 1993 году ее не стало. На Кунцевском кладбище в Москве они покоятся рядом. Так за фотографией на музейной стене, словно за холстом в каморке у папы Карло, открылась удивительная история сельской девочки Тани Гусевой, ставшей настоящей звездой российской сцены Татьяной Ленниковой.