Все новости
Культура
12 Сентября 2012, 14:54

Человек, подаривший кураю вечность

В Башкирии отметили столетие Гаты Сулейманова

Трудно представить Гату Сулейманова без курая в руке.
Трудно представить Гату Сулейманова без курая в руке.
Говорят, что звук курая — это «голос великих степей», душа батыра, рвущаяся на подвиг, страстная песня молоденькой девушки, надеющейся на счастье. Ныне трудно представить себе праздник на башкирской земле без протяжной, играющей на самых потаенных струнах сердца мелодии курая, а его цветок, похожий на полураспустившуюся звезду, украшает герб республики. А ведь еще буквально четверть века назад к игре на курае относились чуть ли не как к самой низшей ступени музыкального творчества. И даже среди музыкантов в ходу была несколько обидная фраза: «От курая до оперы».
Трудно предугадать повороты судьбы, но, возможно, долго еще оставался бы в забвении столь известный ныне в республике и любимый за рубежом инструмент, если бы не человек, проникшийся красотой и необыкновенным, своеобразным звучанием «башкирской флейты», вернувший ее народу и удививший мир ее неповторимым звучанием, — Гата Сулейманов.

— Гата Сулейманов — подарок бога для башкирского народа, — считает народный поэт республики Ирек Киньябулатов. — Его можно назвать отцом всех кураистов Башкортостана. В сложное время, когда курай был чуть ли не под запретом, он спас его от забвения, а учебник Г. Сулейманова по игре на курае до сих пор остается лучшим. Конечно, любой инструмент в руках разных музыкантов звучит по-разному. Гата Зулькафилович отличался тем, что лучше него никто не мог исполнять народные песни со множеством смысловых оттенков, нюансов. Он был истинно народным музыкантом.

Вечер, посвященный выдающемуся театральному актеру, непревзойденному исполнителю народных песен и мелодий, чье имя включено в этом году по решению ТЮРКСОЙ в список выдающихся деятелей тюркской культуры, посетили как жители и гости столицы, так и участники юбилейного фестиваля «Туганлык». Практически все музыкальные коллективы республики почли за честь выступить на концерте в оперном театре. «В свое время музыкантов, владеющих искусством игры на курае, осталось совсем мало, — рассказывает заслуженный артист России, художественный руководитель Национального оркестра народных инструментов Рамил Гайзуллин. — Гата Зулькафилович добился того, чтобы в Уфимском училище искусств было открыто отделение курая, и, преподавая там десять лет после выхода на пенсию, воспитал три десятка высокопрофессиональных музыкантов-кураистов. Возможно, без него не было бы и моего любимого оркестра народных инструментов. Мне посчастливилось общаться с Гатой Зулькафиловичем. Он приходил на наши уроки, рассказывал о своем детстве, родном Баймакском районе. С ним было по-домашнему легко. Он всегда вникал во все проблемы студентов. Чужих для него не было. Но во всем, что касается учебы, был очень строг».

«В республике есть замечательная традиция — помнить своих славных сыновей и дочерей, — заключает заслуженный артист республики Марат Шарипов. — Гата Сулейманов обладал множеством талантов — и как профессионал, и как замечательный, добрый, открытый человек. Его образ — певца, музыканта, артиста, педагога — очень современен и безвременен. Такие люди появлялись всегда, и именно они связывали самим своим существованием века, народы, судьбы человечества в одну непрерывную золотую цепь совершенства».

Должно быть, прав оказался известный музыкант Гарик Сукачев, назвав курай инструментом, в котором звучит вечность.
Кстати
  • Легенда рассказывает о том, что юноша, гулявший вдоль реки, услышал какой-то мелодичный звук. То ли девушка пела, то ли птица. Он подошел поближе и увидел: поет трава! Ветер обломил верхушку у стройного растения, верх оторвался, но осталась полая трубка. Тогда юноша сорвал стебель и попробовал сам подуть в него. Так появился курай. Во время войн с каждым башкирским полком был кураист.
  • Первые упоминания об инструменте — аналоге нынешнего курая, относятся ко II веку до нашей эры.
  • Гата Сулейманов взял в руки курай в семь лет.
  • С 15 лет артист, певец и музыкант успешно работал в труппе Башкирского академического театра драмы и исполнил около ста ролей.
  • Как фольклорист Г. Сулейманов собрал и записал 250 древних песен и легенд, 150 из них обработал для курая.
  • Его книги «Уроки песни и музыки» и «Курай» стали настольным пособием для любителей музыки. А по учебнику для классов курая в музыкальных школах ведется обучение детей музыкальной грамоте. В книгу включено около 300 башкирских народных песен и произведений композиторов.
  • В 1943 году артист выезжал с концертами на передовую в составе башкирской фронтовой бригады. Гата Зулькафилович с гордостью вспоминал, что после трехмесячных фронтовых концертов его зачислили почетным бойцом 60-го гвардейского кавалерийского полка и премировали новеньким суконным одеялом.
  • На горе Тугажман вблизи деревни Туркменево Баймакского района установлен единственный в мире памятник кураю.
Читайте нас: