Все новости
Культура
1 Сентября 2012, 15:03

Воин с кистью в руке

Картины художника — повод задуматься о жизни, вечности и о себе

Инсталляция «Ангелы».
Инсталляция «Ангелы».
Считается, что настоящий мужчина должен обязательно построить дом. Настоящий художник, видимо, непременно должен построить музей.

Это и сделал Василь Ханнанов с помощью соратников в 2002 году, открыв музей современного искусства имени Наиля Лутфуллина. Он стал постоянным прибежищем разного рода творческой интеллигенции. Здесь проводятся выставки, перфомансы, создаются печатные издания, да и просто встречаются признанные и не очень гении. В общем, нормальный художественный беспорядок, который характеризует и всю жизнь Ханнанова, руководителя творческого объединения «Чингисхан», заслуженного художника РБ. Собственно, и в самом Василе как-то очень четко угадывается характер первого хана монгольской империи.
«Чингисхан был человеком сильной воли, завоевавшим мир огнем и мечом, а мы завоевываем сердца людей прекрасным искусством, расширяя жизненное пространство и раздвигая горизонты. Вот так, и ни каплей меньше!» — поясняет название группы Василь. Силы воли и таланта великолепного организатора ему тоже не занимать, как и веры в себя, в нужность дела, которому посвящает все время. Да он и сам воин, только с кистью в руках.

Новая персональная выставка художника носит название «Фазкуруни азкуркум. Вспомните меня, и вспомню я вас». На ней представлено около 50 полотен из серий «Бабушкин Коран», «Молитвы» и «Сестры Кусимовы». Каллиграфическая затейливая вязь сур Корана, бегущая, как глухо шумящая волна далекого моря, по выцветшим, словно занесенным песками времени, листкам древней книги — основа серии «Бабушкин Коран». «К теме Корана я обращался еще в 90-х годах, — рассказывает художник. — Жизнь циклична. И я вернулся к нему. Мне попался бабушкин Коран, еще дореволюционный, похоже, 1905 — 1907 годов. Бабушка хранила его, перепрятывала в смутные времена. Мне он достался уже без начала и конца, растрепанный, страниц не хватает. Такой толком и не почитаешь. И я решил дать ему вторую жизнь. Темы распада Вселенной и вера отцов — вот над чем мне интересно работать сейчас, — делится планами Василь Миргазиянович. — И через Коран я нащупал ту ниточку, которая повела меня к воплощению моих задумок. Это ни в коем случае не иллюстрации к Корану. Сами названия сур — «Милосердный», «Покаяние» рождают художественный образ, неповторимое сочетание красок.

Часто спрашивают, верующий ли я человек. Меня трудно назвать верующим, я, скорее, просто знаю, что Он есть. А в работах на религиозную или другую тему не стремлюсь достигнуть заоблачных высот, меня не интересуют вершины, но влечет глубина. Я всегда говорю молодым художникам: «Самое необыкновенное — наблюдать за процессами, которые у тебя внутри. Сколько еще ты можешь вытащить из себя, но только при условии каждодневного труда». И этот проект — не демонстрация моих умений, а повод сделать так, чтобы человек встал перед картиной и задумался — о жизни, о вечности, о себе».

Василь Ханнанов обладает неповторимым чувством восприятия жизни. И он говорит с этим миром на своем языке. Поэтому предметом искусства для него может служить традиционный холст, фанера, обычная ткань, отжившие свой век занавески и цветные платки.

Так возникают на полотне беспокойные всполохи в сумраке растревоженной души, вспомнившей в урочный час невпопад оброненное, обидевшее кого-то слово. Горечью полыни наполняет сердце давний неосторожный поступок (сура 9. «Покаяние»). Полусмятые, словно после долгого сладкого сна, крылья небесного жителя обрамляют листы Корана (сура 35. «Ангелы»). А от бабушки остался будто простреленный беспощадным временем, когда-то, наверное, уютный белый вязаный платок, растянутый на полотне. Сквозь него так щемяще трогательно проглядывают слова, что, верно, она не раз повторяла в час молитвы и хранила в сердце своем: «Прошу милости и прощения у Аллаха... Он — живой и существующий вечно...»
Читайте нас: