Все новости
Культура
31 Августа 2012, 16:07

«Мы не художники, мы — рисующие люди», — так считают Амир Мазитов и Джалиль Сулейманов — творческий дуэт живописцев

В этом году художники Амир Мазитов и Джалиль Сулейманов оказались, пожалуй, самыми молодыми претендентами на соискание престижной премии. Их совместный проект «Атайсал — земля предков» будет оценен не только уфимскими зрителями, но и специальной комиссией.

Амир Мазитов. Из серии «Эпос».
Амир Мазитов. Из серии «Эпос».
Конструктивизм Амира Мазитова и лиризм Джалиля Сулейманова, удачно дополняя друг друга, неоднократно позволяли художникам организовывать своеобразные креативные экспозиции. А крепкая дружба со студенческих лет, общие интересы и увлечения заложили единые для обоих авторов основы творчества. «Мы окончили одни и те же учебные заведения — Уфимский педагогический колледж № 2 и Уфимский государственный институт искусств, — рассказывают художники, — дружим уже очень давно. Кстати, в 1998 году за совместный проект «Бесконечная дорога» мы стали лауреатами Государственной республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры».

Обращаясь к вечным — вневременным — сюжетам, Амир и Джалиль создали целую серию работ, посвященных национальной теме. Хотя, как говорят сами художники, символы, которые они используют на холстах, общие для всех народов. Несмотря на то, что Джалиль Сулейманов и Амир Мазитов в совместных выставках участвовали нередко, эта экспозиция, по признанию художников, стала знаковой в их творческой судьбе.

Главное, считают художники, — вступить в диалог со зрителем, рассказать ему историю своего народа. И получить ответный отклик. Цикл «Атайсал — земля предков», состоящий из 41 работы, создавался в течение пяти лет. За это время прошло множество масштабных выставок этих картин в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саранске, Челябинске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах. Некоторые из них выставлялись в штаб-квартире ЮНЕСКО во время Дней Республики Башкортостан во Франции.

«Атайсал» означает «отечество». Атай — так на башкирском языке называют отца. В картинах художников рассматриваются вечные философские и общечеловеческие ценности, сформированные на протяжении многих веков. Это темы жизни и смерти, добра и зла. Обращаясь, например, к теме природы, они рисуют не просто пейзаж, а некий образ природы. Главное — создать композицию так, чтобы донести до зрителя какую-то идею, философскую мысль. Подобный стиль называется философско-метафорическим. Джалиль умеет очень глубоко и проницательно показать, в общем-то, простые вещи. Дерево, лодка, жернова, колесо, девушка, дед — казалось бы, все обыденно. И, тем не менее, художник изображает не просто колесо, а целое действо, превращая его в символ вечного движения, бесконечного путешествия, вращения мироздания.

Амиру его творчество принесло большую известность и признание на международном уровне. В 1998 году американцы назвали его «человеком года в искусстве». На выставке во время Дней Республики Башкортостан в Москве, куда Амир Мазитов привез несколько своих работ, два цикла его картин под названиями «Большая арба» и «Старик» были выбраны иностранцами для участия в их собственном конкурсе.

Творческий дуэт считает себя счастливым во всех отношениях тандемом: первыми их учителями и вдохновителями были родители. Кстати, педагоги по образованию. А начитанность, старательно культивируемая в семье, хорошо прослеживается в их работах. Например, в картине «Семь родов» Джалиль изобразил не просто великое и могучее древо, но глубокий символ, в котором читается и драматизм жизни, и сила: несмотря ни на что, древо никогда не согнется, будет продолжать расти и крепнуть, как и дух народа.

Вдохновение приходит к художнику тогда, когда некий ангел в душе раскрывает свои крылья, считает Амир. Но у профессионалов ничего подобного не происходит. Профессионал вырабатывает это вдохновение, он отрывает себя от дивана, приходит в мастерскую и сосредоточенно работает. Художник — это не просто врожденный талант, а сумма качеств, среди которых главными являются трудолюбие, сильная воля, целеустремленность.

«Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом мира», — соглашается с Фридрихом Ницше Амир. Лучше уже не скажешь, как бы пафосно это ни звучало. Причем художник в широком смысле — это и композитор, и писатель, и балетмейстер. Словом «художник» можно обозначить каждого творца. Хлебороб и строитель — они тоже художники, если талантливо делают свою работу.

Оба они редко используют слово «художник»: для них это святое понятие. Другое дело — рисующий человек. Важно не зацикливаться, не штамповать картины, как на конвейере. Ведь существует задача более интересная, увлекательная и в то же время сложная — пытаться все время искать новое. Так и происходит творческий рост, накапливается опыт, и кажется, что уже начинает получаться что-то по-настоящему стоящее.

Ромен Роллан сказал: «Если тебе нечего сказать — молчи, если тебе есть что сказать — скажи и не лги». Поэтому творческий тандем дружно считает: любите искусство всеми фибрами души. Выживают только трудолюбивые.
Читайте нас: